Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Избранность, Итро, Исход из Египта, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
«А теперь, если вы будете слушаться Меня… то будете Мне избранными из всех народов.и вы будете мне царством священнослужителей и народом святым».
Слова «царством священнослужителей» кажутся здесь лишними. И, тем более, избыточно здесь слово «вы». Следовало сказать:« если вы будете слушаться… то будете… избранным народом и царством священнослужителей». Разъясним это при помощи притчи.
Притча.
У одного богача умерла жена. Он решил не жениться вторично на богатой женщине, а выбрал себе невесту из прислуги в доме. Он сказал ей: «Знай, что то, что раньше ты была служанкой, а теперь, выйдя за меня замуж, стала хозяйкой дома, это не потому, что ты лучше других. Более того, раньше ты отвечала только за определенную работу, которую ты должна была выполнять. Ведь у каждой служанки была своя задача — одна моет посуду, другая ответственна за золотые вещи, и т.д. Но теперь, когда ты стала хозяйкой дома, ты ответственна за весь дом, и должна следить, чтобы вся работа была сделана, так что если что-то будет не так, я потребую с тебя». Она ответила: «Тогда в чем мое преимущество как хозяйки дома?! В чем различие теперь, когда ты мой муж, а не просто хозяин?» Богач объяснил: «Со своей стороны я буду уважать тебя, и относиться к тебе, как к госпоже, и делать тебе добро. Но ты, со своей стороны, не должна видеть в себе госпожу, а должна считать себя вдвойне служанкой и ответственной за все работы в доме. Тогда ты возвеличишься. Но если ты возгордишься, сказав: “Я теперь госпожа!”, и запустишь все мои дела, будешь унижена».
Смысл этой притчи в том, что о еврейском народе сказано: «И выделил Я вас из всех народов быть Моими»[1]. И как это происходит? «Когда вы будете слушаться Меня…», т.е. если вы действительно хотите исполнять волю Б-га, то будете избранными из всех народов. Я вознесу вас и умножу ваш почет — «.будете мне царством священнослужителей.», то есть, вы возьмете на себя большую часть служения Мне, как сказано: «А вы священнослужителями Б-га назоветесь, служителями Б-га нашего»[2]. И Рамбам разъяснял, что «царство священнослужителей», — это царство слуг (верно исполняющих всю работу для их хозяина).
[1] Ваикра 20:26
[2] Йешаяу 61:6
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.