4 февраля, темы: Ешива, Изучение Торы, Рав Мендель Агранович
Рош-ешива…
Только так! Не «рав», не «Вы», не «Уважаемый», только: «рош-ешива»…
Меня научили этому на первых уроках 3-его курса, который читал только он.
Рош-ешива… Глава-ешивы… Голова…
Глава в Торе, глава в молитве, глава во внимании к нам, его ученикам, глава в воспитании «как учиться» и «как жить»…
Сын простого еврея, одного из основателей молочной компании Тара, приехавшего из Германии без родителей.
Никто не давил на него выбрать Тору… Он выбрал её сам, а она выбрала его!
Сам Творец выбрал его передавать Тору нашему поколению!
В 18 лет он пришел в Поневеж, а уже в 23 преподавал в ешиве Бейт а-Талмуд, отвечал на вопросы учеников. В 28 лет стал постоянным преподавателем в ешиве Коль Тора.
А в 40 лет открыл «Бейт Матитьяу»… Бейс Матэс, как принято говорить…
Тогда, в 1980 году, это была маленькая ешива, в крошечном здании, но сам Стайплер сказал — скоро мест не хватит!
Так и случилось. Ешива росла, мест не хватало постоянно.
Но вместе с тем, что нет места, есть Тора… Тора — вне пространства!
Как Ковчег Завета в Храме, который не занимал места в материальном пространстве.
Тору нужно понимать…
Рош ешива готовит «шиур клоли» — общий урок, который дается только раз в неделю, в среду или четверг. Его тема сообщается заранее. Всю неделю мы учились, готовились, спорили, думали — вот сейчас мы…
А он приходил, и давал урок, и было ощущение, как будто папа показывает детям на несобранные игрушки в комнате…
А это? А здесь? А как это связано? И мы понимали, что даже и не начали понимать!
После выпуска — первый вопрос всегда: «Где ты преподаешь?»
Потом — «Как дети, как жена»? «Где преподаешь»? «Кому»?
70% выпускников Бейт Матитьяу преподают Тору в разных точках земного шара, на всех языках еврейской диаспоры!
Лейтмотив, квинтэссенция, смысл жизни…
В канун шаббата Итро — субботы Получения Торы ушла из этого мира Идея, живая идея, жившая среди нас, что смысл жизни — передавать Тору, нести Тору дальше, будущим поколениям…
Дай нам Бог впитать её хотя бы частично в себя…
ת.נ.צ.ב.ה.
Хотел бы считать себя учеником…
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.