Из цикла «Знание веры», темы: Б-г, Машиах, Давид, Эйсав, Геула, Конец дней, Рав Эуд Авицедек
У Избавления есть два срока: посещение и память. Так было в избавлении из прежних изгнаний: из Египта и из Вавилона.
Разумеется, что Избавление спускается как дар из высших миров, а затем, как по цепочке, спускается в низшие миры. И когда структура высшего управления настроена правильным образом, и лучи света соединяются друг с другом как должно, тогда раскрываются врата высших даров и начинают сиять лучи света, приводящие Избавление.
Посещение происходит в сфире «Йесод» («Основание»), и ее свет раскрывается только внутри душ Израиля. Посещение происходит на время, затем ее свет скрывается. Такова сила праведника — Машиаха сына Йосэфа. Памятование же — в сфире «Тифъэрэт» («Красота») — и раскроется через Машиаха сына Давида.
Исправление, которое обеспечит Машиах бен Йосэф заключается в поднятии Шхины из праха. Но это еще в сокровенном состоянии, это не становится открытым в мире, народы не видят этого. И как мы объясняли, это исправление внутреннего содержания. Основа исхода из изгнания души и духовности из нечистоты. Эта внутренняя точка остается сокрытой после этого пробуждения вплоть до момента памятования — полного избавления — прихода Машиаха сына Давида. И так было во время избавления из Египта: вначале «И узнал Бог (“Элоим”)» — это посещение, затаенное в принципе суда — имени «Элоим», и евреи все еще находились «под гнетом Египта», и потому Моше не хотел возвещать им об этом посещении. А затем пришло полное избавление с именем «Йуд-hЭй-Вав-hЭй». И так принято в учении Виленского Гаона, что избавление через Машиаха сына Йосэфа происходит в рамках законов природы, а то, что будет через Машиаха сына Давида — чудесным образом.
Избавление начнет появляться благодаря той тяге душ Израиля к пробуждению, к ожиданию полного избавления, и это по причине раскрытия тех высших и тайных лучей света, которые направляет на них Творец, благословен Он, по великой Своей жалости к Своему народу. Эти высшие лучи света — именно они пробиваются через заслон, отделяющий сынов Израиля от их небесного Отца во время изгнания. Именно они приводят Израиль к покаянию, а с ним — к полному Избавлению.
Эти лучи света являются высшим раскрытием внутреннего содержания высшей мудрости, раскрытием внутренней Торы, которое просвещает души Израиля. И это очевидно, ибо нет возможности покаяния и исхода из погруженности в нечистоту без того, чтобы воссиял свет мудрости человеку.
И хотя это посещение происходит внутри, но Израиль все еще во тьме изгнания, да и эти лучи света, будучи сокрытыми, и внешняя действительность, не претерпев никакого изменения, усиливает тьму, и в этом последнее испытания изгнания: выстоять силой того внутреннего света в условиях той мощи внешней нечистоты. Все это вплоть до прихода памятования, полного Избавления — Машиаха сына Давида, и тогда будет уничтожена нечистота с лица земли.
Избавление есть строительство царства Небес, это исправленное царство, единое с волей Всевышнего — с Торой. И это произойдет, когда все творения осознают силу Его единоличной власти, отринут свои ложные верования и примут на себя иго Его царства. Тогда в мире раскроется Его единство, «и будет Господь царем всей земли». До сих слова Рамхаля.
«И в каждом поколении есть два руководителя, являющихся прообразами Машиаха сына Давида и Машиаха сына Йосэфа, особенно в поколении “пят Машиаха”, и они соответствуют двум ступеням раскаявшихся грешников и совершенных праведников, и они вновь открывают двое этих врат в каждом поколении, и всякая душа в Израиле состоит из обоих типов, ибо они вдвоем включают в себя весь народ, ибо весь Израиль зовется именем Йосэфа: “остаток Йосэфа” — и именем Йеуды: “иудеи”» (рабби Цадок а-Коэн, книга «Махшавот Харуц», гл. 7).
Эти аспекты присущи каждому: «То есть, в каждом есть аспекты, в которых он праведник, подобно сказанному древними мудрецами в начале главы “Коль а-йад” про передвигающихся на ослах, что относительно определенных аспектов они называются праведниками, а относительно других — злодеями, и это то, что называется в них ступенью совершенных праведников» (там же).
Так как Машиах заключает в себе все души Израиля, он исправляет их, то и у двух этих аспектов в душе каждого еврея есть свой Машиах — совершенный человек, обетованный для их Избавления.
И поскольку аспект совершенного праведника во всех делах не может существовать, ибо нет такого праведника, который бы не согрешил, то такой аспект существует лишь в потенциале, но никогда не реализуется, потому и предначертано Машиаху сыну Йосэфа погибнуть от князя Эйсава, который есть само зло.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.