Темы: Каббала, Нечистота, Натан Агрес, Связь с Творцом, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Мне задаёт один человек такой вопрос: «Как Б-г может быть везде, если Он пречист и не подобает Ему быть в местах нечистот и т.п.». Как ответить? Разиэль-Нахман
Уважаемый Разиэль-Нахман,
Вы затронули очень глубокий и фундаментальный для иудаизма вопрос. Он широко обсуждается в древних каббалистических книгах, а на более доступном уровне — в книге рава Хаима Воложинера Нэфеш а-Хаим (часть 3). И сегодня, учитывая последние достижения науки и технологии, понять суть дела гораздо легче. Но начнём по порядку.
Одно из имён Творца, встречающихся в Торе (а ещё чаще — у наших мудрецов заль), это Моком — «Место» или «Пространство». Это Имя раскрывает нам истинную картину реальности: «Я (Творец) — Место для мира, а не мир — место для Меня». Иными словами, на вопрос, где пребывает Б-г в этом мире, ответ: не Он пребывает в мире, а, наоборот, весь мир, как бы находится внутри Него! Т.е. то, что существует само по себе, независимо от каких либо посторонних факторов, это — только Всевышний, а всё мироздание, включая и его духовные сферы, — не что иное, как результат Его воли. Творение мироздания продолжается, оно происходит постоянно, в каждый миг времени. И если бы Б-г хоть на мгновение «отменил» Своё желание поддерживать мир, тот бы попросту перестал существовать, как и было в самом начале. И в этом смысле Всевышний как бы наполняет весь мир и в равной степени находится в каждой его точке.
Но, с другой стороны, наши органы чувств воспринимают всё совершенно иначе. Мы видим и ощущаем разнообразный и колоссальный по своей сложности мир, воздействие различных сил, порой противоречащих друг другу. И именно так хотел Творец, чтобы мы этот мир воспринимали (это и есть тайна сокрытия Его единства). Поэтому с точки зрения человеческого восприятия, безусловно, не везде можно «воспринять» Б-га. И, в частности, в местах нечистоты — таких, как туалет, баня, свалка и т.д. — запрещено молиться и изучать Тору, т.к. эти действия призваны приблизить человека к Творцу, а место этого не позволяет.
Отсюда ясно, что и для получения пророчества — наивысшего уровня связи с Б-гом, и для молитвы надо находиться в определенных местах, лучшим из которых являлось и является место Иерусалимского Храма.
А теперь перейдём к науке. Если взглянуть на экран электронного микроскопа, действительно можно ощутить, что в принципе всё мироздание — лишь результат постоянно обновляющейся Воли Б-га. Ведь мы не увидим там ничего, кроме микрочастиц, мельчайшие из которых, в свою очередь, состоят из других, ещё более «элементарных». Все они находятся в постоянном сложном движении, которое, будучи воспринято через каналы наших чувств, и создает иллюзию реальности. Но, по сути, природа всего мира однородна, а беспрерывное движение свидетельствует о постоянной энергетической подпитке. Это как раз то, о чём мы говорили. Творец постоянно поддерживает существование мира и в равной степени находится в каждой его точке.
С уважением, Натан Агрес
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Реувен Куклин
Почему некашерная пища вредит здоровью еврея?
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной нечистоты? Гармония как цель жизни.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.