Из цикла «Знание Субботы», темы: Сотворение мира, Суббота, Единство Б-га, Запреты в Субботу, Рав Эуд Авицедек
Здесь мы попытаемся понять особое выражение, применяемое к тому, кто нарушает святость субботы: מחלל שבת — мехалель шабат. Как мы уже объясняли, «будние дни (חול) называются “пустым пространством” (חלל) круга, и все эти слова — холь (будничный), халаль (пустое пространство), хилель (осквернять) — однокоренные. Ибо, когда центральная точка уходит, оставшееся становится пустым, оскверненным и неживым. Отсюда и слово халаль — тело, из которого ушла душа, не содержащее срединной точки. В этом заключается тайна Шести будничных дней и седьмого святого» (Решит хохма).
Автор Шней Лухот аБрит объясняет более подробно: «…когда есть пустота (халаль) в центральной точке, она не наполнена и не может воздействовать, она пуста в своем пространстве… И соответственно ее порождения отмирают, так как у них нет сильного корня, чтобы черпать из него и наполнять свое пространство, ибо сам корень пуст. И потому написано: оскверняющий ее (мехалель, буквально — делающий пустым) — смертью умрет, другими словами: тот, кто делает субботу, которая является срединной точкой, пустой, и говорит, что она не способна дать будним дням энергию и пропитание, ибо сама она пуста, и делает из точки — края. То есть, выполняет в субботу работу, подобно будним дням, поскольку говорит, что она тоже край, как другие, будние, дни».
Теперь нам становится ясно, почему наказание за осквернение субботы столь сурово: «смертью умрет». «Он согрешил и нанес ущерб святой точке, которая теперь не дает ему жизнь, пропитание и энергию… и о нем сказано: “оскверняющий ее — смертью умрет”». Как он сделал субботу пустой (חלל), так его тело станет безжизненным (חלל), ибо когда душа отходит от тела — оно останется без точки души, которая получала жизненную силу от точки субботы. Это и есть «смертью умрет».
«Нарушающий субботу выражает своими действиями отрицание Творца и лжесвидетельствует, что Тот не воздерживался от работы после сотворения мира» (Раши)
Эти слова Раши были нам непонятны. Мы также привели вопрос Маараля, почему именно воздержание от работы является признанием и свидетельством о сотворении мира. Маараль объясняет это так: «Вопрос несложен, ибо суббота указывает на то, что Всевышний сделал все и завершил все… Ибо прекращение действия и прерывание указывает на законченность, завершение и совершенство. И поскольку Всевышний прекратил работу, в Его действии есть завершение» (Сефер Тиферет 40). Соблюдая субботу, мы свидетельствуем не только о сотворении мира, но и о совершенстве мироздания. «Известно, что у мира — шесть сторон-направлений, и они сотворены силой скрытого Имени, шестью печатями, у каждой стороны — одна печать, и сотворены они за шесть дней. Суббота же называется “знаком”, и нарушивший ее мекошеш (в Торе рассказывается о человеке, нарушившем субботу собиранием хвороста) отрицал этот знак и сотворение мира, сделал из святого — будничное и субботу — подобной остальным шести дням. И потому он называется мекошеш, ми кав шиша (от линии шести), ибо он вышел из средней линии шести сторон и отрицал седьмой, святой чертог» (рабейну Бехайе, Бамидбар 15:33).
Нарушающий субботу, свидетельствующий, что Всевышний не воздерживался от работы после сотворения мира, отрицает всю истинную и совершенную форму реальности, круг и святой чертог посередине, полную меру семи. Тем самым он отрицает все раскрытия качеств Всевышнего и их цели. Он отрицает те самые три субботы, что являются фундаментом всех основ веры. «Суббота свыше соответствует субботе внизу, и об этом сказали в мидраше: “Делать субботу на поколения ваши заветом вечным” — каждый, кто хранит субботу наверху, как будто “сделал ее наверху…” Объяснение таково: каждый, кто исполняет субботу внизу, свидетельствует, что он признает и верит в ее корень и основу наверху, а тот, кто упраздняет ее внизу — как будто упраздняет наверху» (рабейну Бехайе).
Нарушая субботу, еврей отрицает основу раскрытия царства Творца в мироздании — это Суббота Творения. Он отрицает все раскрытия имен и путей Всевышнего в мироздании — это Суббота дарования Торы. Отрицает он и надежду на совершенство мироздания в полном исправлении — раскрытие единства Творца, Грядущую Субботу. Поразмыслите над всем этим хорошенько.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.