Из цикла «Знание Субботы», темы: Сотворение мира, Суббота, Каббала, Единство Б-га, Рав Эуд Авицедек, Имя Творца
«В Твоей книге записано все: дни, для меня сотворенные, — для Него все одно» — это день субботний (Тана девей Элияу).
«Иди и смотри: высшая тайна этого — все эти шесть дней объединяются в тайне святой точки, и все дни объединились в ней» (Зоар 2, 204).
Шла объясняет этот вопрос так: «Все дни черпают из субботы, поскольку суббота является центральной точкой, вокруг которой обращается круг шести дней. Она называется внутренней средней точкой… у которой нет пары, она единственна, и все наполняется от нее».
Мы можем различить три основных принципа в вопросе субботы как центральной точки:
1. Суббота соответствует букве йуд из четырех-буквенного Имени Всевышнего. Эта буква — источник всех букв, которыми были сотворены земля и небо. Она — основа сотворения Грядущего мира, корня ступенчатого нисхождения мира материального. Грядущий мир является также и целью материального мира — к нему он вернется в День, который весь — суббота. Грядущий мир порождает существование материального мира, — ведь по своей сути материальный мир пуст и не содержит никакого изобилия и благословения. Срединная точка относится к категории йехида (единственная), поскольку в ней раскроется Единство Всевышнего. Это — Грядущая Суббота.
2. Эта точка, когда она раскрывается, чтобы стать корнем процессов управления материальным миром, становится срединной точкой, выпускающей свои лучи на все шесть сторон. В этой реальности заложена основа всего раскрытия воли Всевышнего в мире. Это пути Его управления (величие, мощь, совершенство и т.д.), на которых Всевышний раскрывается в мире. Известно, что корень каждого управления и ее сущность — одно из Имен Всевышнего. Известно также, что в раскрытии Его Имен заключено раскрытие Его воли в мироздании. Тора является раскрытием воли Творца, и вся она состоит из сочетаний Его Имен. Таким образом, срединная точка, раскрывающаяся во всем своем великолепии, есть Суббота дарования Торы.
3. Можно заметить двоякое отношение между срединной точкой и шестью сторонами. С одной стороны, центральная точка воздействует на них, давая существование и благословение. С другой, они соединяются вместе, чтобы оказать на нее обратное воздействие. Такова сущность царицы-субботы: с одной стороны, она является источником благословения для шести будних дней, она дает им форму, содержащую их всех в единстве. Цель этого единства — раскрытие славы царства Всевышнего. Суббота дает каждому из дней на протяжении всех Шести тысяч лет. форму — внутреннее содержание, и возможность достичь этой цели. С другой стороны, у субботы нет ничего от себя, а есть лишь то, что приготовили и принесли ей: труды в течение шести дней. Так это в простом материальном смысле: в субботу едят то, что приготовили заранее, в будни; и так это и в глубинном, духовном аспекте: служение в течение шести дней имеет целью привести к тому дню, когда раскроется царство Всевышнего в мироздании. Именно тогда человек получит благодать и благословение в награду за свои деяния. В данном аспекте шесть будних дней воздействуют — «сегодня исполнять их (заповеди)», а суббота — получает («завтра получать награду»).
В день, когда был сотворен Первый человек, был заложен фундамент для раскрытия царства Творца, и в этом состояла его задача: объединить все сотворенные существа ради этого воцарения. Если бы он выдержал испытание, то он и все мироздание вошли бы в день, который весь — суббота. В данном аспекте срединная точка является субботой Творения. Поразмыслите хорошенько над всеми этими принципами.
Теперь, обогатив свои представления, мы можем вернуться к вопросам, которые задали в начале нашего эссе.
«Если человек идет по пустыне и не знает, когда наступает суббота, пусть отсчитает шесть дней (со дня, когда заметил, что забыл) и соблюдает седьмой (как субботу)» (Шабат 69). Мы задали вопрос: как можно сделать из буднего дня — субботу? Но после того, что мы узнали по поводу «круговорота дней», это становится понятным. Как объясняет автор книги Решит Хохма: «Я слышал от своего учителя… что разрешено ему сделать субботу, хотя на самом деле это не суббота. А причина в том, что центральная точка, суббота, идет со всеми днями, чтобы оказать на них воздействие, и в каждом дне есть немного от субботы».
Нам открывается замечательный принцип: «в любом дне есть немного от субботы», — ведь любой день черпает душу своей жизненной силы из того же чертога святости — срединной точки, субботы: «Подобно тому, как есть краеугольный камень, с которого началось творение, и он — корень всего мира… так и во времени есть время, которое включает все дни. Это день Субботы… и смягчение каждой вещи происходит в ее корне, и в субботу можно смягчить все дни недели, перевернув их во благо, ибо в корне легко смягчить, как известно во всем» (раби Цадок аКоэн).
Дадим определение в соответствии с тем, что мы уже объяснили: в каждый из шести будних дней есть свечение из корня мироздания, из источника его жизненности и из цели ее сущности. Поскольку царица-суббота придает форму (другими словами, содержание, в котором есть сущность и предназначение), объемлющую все будние дни на протяжении всей истории, дабы привести их к изначально задуманной цели — Дню, который весь суббота. Таким образом, в каждом дне есть нечто от субботы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.