Из цикла «Даат тфила», темы: Первородный грех, Душа, Рамбам, Древо Познания, Нефеш аХаим, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Адам
Сложность внутреннего принятия вышесказанного, огромное испытание, сопутствующее преодолению негативных качеств, несмотря на четкое знание их зазорности — проистекают из состояния человечества после греха Адама.
Рамбам объясняет, что уровень человека после греха изменился. Он опустился от выбора между истиной и ложью до выбора между добром и злом.
Присовокупим к этому слова Нефеш аХаим об уровне Адама до греха, когда его высшая душа пребывала в его теле, а после греха покинула его и только покрывает его сверху.
Грех познания привел к падению человека из чистого мира идей — категории пребывавшей в нем высшей души. Он спустился на уровень духа, системы качеств-эмоций, и приобщился к этому миру, который был для него одеяниями, а стал внутренней реальностью. И, как мы объясняли, качество даат способно переносить реальность человека, отрывать ее от внутренней действительности и присоединять к внешней со всей жизненной силой, так что эта связь становится жизненной реальностью, а ее разрыв — смертью.
Однако, как объясняется там в Нефеш аХаим, «ясные искры ее света сверкают от нее (высшей души) на голову человека, удостоившегося ее, каждый — по своему уровню и мере… и она дает человеку дополнительный рассудок для постижения». Мудрец Торы, прилепившийся к Древу жизни, Торе, удостаивается этого, он поднимает и возвышает свою реальность, чтобы приобщиться к ней, и тем самым он поднимается над системой качеств-эмоций и она становится для него одеяниями.
Основа данной концепции объясняется там же, в Нефеш аХаим: уподобление человека Создателю, в чем и заключается базисный принцип всех законов Торы и законов знаний: ходить Его путями. Так начинает раби Моше Кордоверо свою книгу Томер Двора, которая занимается совершенствованием качеств характера: «Человеку следует уподобляться Творцу, дабы стать воплощением тайны Высшей Формы — “образа” и “подобия”. Ведь если человек уподобится Высшей Форме только своим телом, но не действиями, он искажает образ, и про него скажут: “прекрасный образ, но его дела безобразны”. Ибо главное в Высшем “образе” и “подобии” — это действия Творца».
А качества управления, через которые Творец раскрывается в управлении Своим миром, это одеяния для Его воли. Мудрец Торы, прилепившийся к миру идей, так что он стал его внутренней реальностью, а качества — ее одеянием, выполняет тем самым заповедь «ходить путями Всевышнего» и делает свою форму совершенной. Как пишет р.И.А.Хавер: «Сказали, что Тора облачает человека в скромность и богобоязненность. Тора называется одеяниями Всевышнего — это все Его качества, которыми Он раскрывается Своим созданиям. И когда человек занимается ею, он облачается буквально в одеяния Всевышнего и выходит в царском одеянии…»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.