Из цикла «Любовь к Израилю», темы: Ненависть, Разрушение Храма, Хафец Хаим, Отношения между людьми
Написано в Талмуде (тр. «Йома», 9б) так: «Отчего был разрушен первый Храм? Из-за трёх вещей, которые были в то время: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. Но тогда второй Храм, во время которого евреи и Тору учили, и заповеди исполняли, и помогали друг другу, — отчего же был разрушен? Из-за беспричинной ненависти, что царила между людьми!» И это учит нас, что ненависть равноценна трём тягчайшим грехам: идолопоклонству, разврату и кровопролитию вместе взятым!
А мы в наших молитвах просим о том, чтобы Храм был восстановлен, ждём этого ежедневно, а сами не задумываемся о главной причине, из-за которой задерживается строительство Храма! Если уж этот грех смог разрушить Храм, несмотря на всю Тору, которую то поколение учило, и на все добрые дела, которые они творили, тем более, он способен не позволить новому Храму отстроиться, если мы не возьмём себя в руки и не будем изо всех сил избегать ненависти, изгоняя её из наших сердец! Из-за нашей вины этот грех распространился весьма по всем сторонам и уголкам света, как в больших городах, так и в местечках; и, если мы не уразумеем, как исправить то, что напортили, не дай Бог, ждёт нас прозябание в изгнании и далее! А ещё могут спросить с нас за поруганную честь Небес, что мы допускаем, пребывая в этой ужасающей ссылке.
Разъясним же, отчего этот грех тяжелее всех прочих:
1. Редко случается, чтобы человек, если он не завзятый грешник, преступал какие-либо запреты ежеминутно, а вот грех ненависти можно совершать каждую минуту, если ненависть пробудилась в сердце и остается там порой и месяц, и год, а то и более, умножая нарушения бесконечно.
Так же, как болезнь, пока не укоренилась в теле, надежда на излечение велика, но, если она укоренилась в теле надолго, тогда очень трудно ее излечить. Так и с болезнью по имени ненависть, нельзя допустить, чтобы она пустила корни в сердце, так как тогда, не дай Бог, уже ничего нельзя сделать для излечения ненавидящего. И очень необходимо человеку стараться, чтобы не укоренился этот грех в сердце.
2. Ещё тем этот грех тяжелее иных, что служит причиной для нарушения других запретов, таких как запрет раздора, злоязычия, сплетен, обиды, напраслины, унижения, клеветы, а порой и убийства, как написано в Сифри, «нарушив запрет ненависти сегодня, в конце дойдёт до нарушения запрета убийства, как гласит Писание (Дварим 18:11), “И когда будет один ненавидеть другого и подстережёт того, и, напав, убьёт,..”» И убийство Авеля Каином также произошло из-за ненависти. В общем, все беды в этом мире, в основе своей, берут своё начало в ненависти.
К тому же, взгляни, как сурово относится Тора к нарушителям запрета беспричинно ненавидеть, ведь наши Мудрецы сказали, что запрет «злопамятства» нарушается даже в следующей ситуации: предположим, что один человек просит у соседа одолжить ему лопату. Тот отказывает. На следующий день отказавший приходит одолжить у соседа серп, и тот ему протягивает серп, говоря: «Бери! Я не такой скряга, как ты»! И в эту минуту он нарушает запрет «злопамятства», показав, что ненависть таилась в его сердце!
Ещё упомянуто в Талмуде (тр. Санхедрин 27:2 27б), что тот, кто, испытывая вражду к другому, не говорил с тем три дня, зовётся «ненавистник» и, по всем мнениям, не может быть судьёй в тяжбе с участием этого человека. Часто случается, после небольшой ссоры между людьми царит отчуждение из-за взаимных претензий. Даже, если нету между ними полной ненависти, но и видеть друг друга они не желают. Однако из отрывка Талмуда, приведённого выше, мы видим, что даже такие отношения уже запрещены из-за «не возненавидь брата своего в сердце своём». И каждый должен задуматься о том, что порой из-за, казалось бы, лёгкой ссоры можно нарушить столь серьёзный запрет!
Из всего этого следует, что мы обязаны изо всех сил стремиться исправить этот тяжкий грех, из-за которого, прежде всего, так долго длится наше изгнание. А Всевышний в милосердии Своём расположит наше сердце к тому, чтобы искоренить из него ненависть, и также зависть к другим не проникнет в сердце наше, а зависть по отношению к нам — в сердце других людей. И да удостоимся мы лицезреть явление Праведного Избавителя-Машиаха и восстановление Храма вскорости, в наши дни, Амен!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.