Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Благословения, которые произносят во время важных событий

Различные благословения

1. При некоторых особо важных событиях говорятся соответствующие благословения, именуемые брахот благодарения, или восхваления. (״ברכות השבח״ или ״ברכות ההודאה״). К этим благословениям относятся ״ברכות הראיה״ (брахот на увиденное), которые произносят при виде особо примечательных явлений природы: молнии, радуги, особо высоких гор и т.п.;״ברכות השמיעה״ (брахот на услышанное), которые произносят,, когда слышат что-либо значительное: хорошие или плохие вести, гром, и т.п. В каждом случае произносят соответствующее благословение. Все законы, касающиеся этих брахот. изложены в «Шулхан Арух»: текст их помещен в некоторых сидурах.

Расскажем о наиболее часто встречающихся брахот благодарения — ״ברכות ההודאה״

Благословение ״שהחיינו״

2. Читают это благословение:

,״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך הע1לם שהחינו וקימנו והגיענו לזמן הזה״

когда едят новый плод первый раз в сезоне. Не говорят его на те плоды, которые имеются в продаже весь год.

״שהחינו״ говорят перед обычной соответствующей брахой на плод.

3. Говорят ״שהחינו״ также в случае покупки дорогой выходной одежды (полного костюма, платья, пальто), или богатой посуды (целого дорогого сервиза), и дорогих предметов обихода (холодильника и т.п.). Если в момент покупки одежда еще не готова для носки, то произносят благословение когда одевают ее в первый раз.

При исполнении некоторых заповедей, связанных с определенными датами, как например: сидеть в сукке, есть мацу в Пэсах, слушать звук трубы в Рош Ашана и т.п., также произносят эту браху.

Благословение ״שהחינו״ говорится также во время кидуша в первый вечер праздника.

Благословение ׳׳הגומל״

4. Тот, кто выздоровел после тяжелой болезни, перенес операцию, пересек море или пустыню, освободился из заключения, произносит:

. ״ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם הגומל <ח;בים טובות שגמלני כל טוב״

Надо выяснить у сведущего в законах человека, после каких болезней следует произнести это благословение, и когда именно должен благословить освобожденный из заключения. Тот, кто пересек море или пустыню, обязан сказать ״הגומל״, даже если не подвергался опасности.

Эту браху также должны произносить все, кто спасся от какой-либо опасности (например, дорожное происшествие). Относительно каждого случая надо выяснить конкретно закон (что считать опасностью, на спасение от которой надо сказать.(׳׳הגומל״

5. Говорят эту браху в присутствии десяти человек, по окончании они отвечают:״מי שגמלך כל טוב הוא יגמלך כל טוב סלה״

Обычно ее говорят после чтения Торы, так как в таком случае всегда имеется миньян.

Благословения на гром, молнию и радугу

6. Видя молнию, благословляют:

. ״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך העולם עשה מעשיה בראשית״

Слыша гром, произносят:

.״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך העולם טיפוחו וגבורתו מלא עולם״

Эти благословения следует произнести сразу же после грома или молнии, пока не прошло время ״תוך כדי דיבור״ (время минимальной фразы, достаточное, чтобы произнести 3 слова ״שלום עליך רבי״). Если это время уже прошло, благословение не начинают.

Увидев одновременно молнию и услышав гром, говорят толькс^ браху ״עושה מעשה בראשית״.

Говорят эти благословения лишь раз в день. Однако, если небо совершенно прояснилось, а затем снова собралась гроза — повторно произносят браху на молнию или на гром в тот же день.

7. При виде радуги говорят:

.״ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם זוכר הברית ונאמן בבריתו וק;ם במאמרו״

Нельзя долго рассматривать радугу.

Благословение на цветение деревьев

8. Видящий плодовые деревья в период их цветения, говорит:

״ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם שלא חסר בעולמו ז־בר וברא בו

בריות טובות ואילנות טובים להנות בהם בני־אדם״

У восточных общин не принято говорить эту браху до месяца ни-сан.

Благословляют цветение плодовых деревьев один раз в год.

״תפילת הדרך״ — молитва о благополучной дороге

9. Находящийся в пути произносит особую молитву, которая приведена в сидурах. В конце ее добавляются отрывки из Танаха, говорящие о том, что Бог охраняет в пути от бед.

Если есть возможность, то предпочтительно при произнесении этой молитвы стоять на месте.

10. Говорят ее только в случае, если предстоит дорога, не застроенная домами, на протяжении минимум 8000 — ״פרסה״ амот — 4610 метров по Хазон Иш, или 3840 — по мнению раввина Хаим Наэ.

11. Правильнее сказать ״תפילת הדרך״ на протяжении первой ״פרסה״ после выхода из пределов населенного пункта. Если она не была сказана тогда, можно произнести ее на всем протяжении дороги, пока не вошел в последнюю ״פרסה״ перед населенным пунктом, являющимся целью пути. Если же осталось пройти расстояние меньше этого, то не завершают молитву словами:

.״ברוך אתה ה׳ שומע תפילה״

״תפילת הדרך״.12 говорится только один раз в день, даже если человек отдыхает в течение пути в каком-либо месте.

Если путь длится несколько дней, ее произносят каждый день. Однако тот. кто не спал, а продолжил путь (даже если отдыхал в дороге), говорит ее утром без заключительных слов

,,ברוך אתה ה, שומע תפילה,\\ Тот, кто собирался остановиться на ночевку, а затем передумал и продолжил путь, должен снова полностью произнести молитву.

Таблица мер

Мера

По мнению Хазон Иш

По мнению раввина Хаим Наэ

Агудаль — אגודל

2,4 см

2 см

Тефах — טפח

9,6 см

8 см

Ама — אמה

57,6 см

48 см

Кезаит — כזית

33 см3

Следует считаться с возможностью что размер достигает 50 см3 (и возможно, начинается с размера обычной маслины в наше время)

25.6 см3

и предпочтительно 28.8 см3

В том, что касается постановлений мудрецов 17.3 см3

и предпочтительно 19.3 см3

(и возможно, начинается с 14.4 см3)

Ксаейца — כביצה

100 см3

(и возможно, начинается с размера 45 50 ־•־ см')

57.6 см3

(как яйцо со скорлупой) 53.8 см3

(как яйцо без скорлупы)

Ревиит — רביעית

150 см'

86 см3

Кдей ахилат прас-

כדי אכילת פרם

Когда едят лля исполнения миивы 2—4 минуты.

для больного в пост — 9 минут.

4—9 минут.

В конкретном случае следует выбрать ту меру, при которой есть полная уверенность, что не нарушен запрет, или что выполнена мицва.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.