Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Урок р. Даниэля Манна по законам отделения десятины.

Вопрос: Несколько лет назад я пострадал в автокатастрофе, в результате чего был вынужден потратить много денег на медицинские расходы и буду продолжать это делать. Недавно я получил большую выплату за причиненный мне ущерб. Должен ли я отдавать денежную десятину из полученной суммы?

Ответ: В первую очередь, хочу пожелать Вам полного и скорейшего выздоровления! А для того, чтобы правильно ответить на Ваш вопрос, важно правильно определить суть практики отделения денежной десятины («маасер кесафим»).

«Цдака» (благотворительность) является заповедью из Торы, однако на практике определить и взвесить ее параметры непросто. Отдаваемая деньгами десятина представляет собой такую формулу цдаки, которая представляет собой, с одной стороны, довольно существенную сумму, а с другой стороны, ограничена, поскольку зависит от условий, в которых находится конкретный человек (см. Рамбам «Илхот Матанот аниим» 7.1,5).

В целом, существуют три мнения относительно того, является ли денежная десятина заповедью из Торы (комментарий Тосафот на «Таанит» 9а), установлением мудрецов (Маариль 54; Таз, «Йорэ Деа» 331.32) или просто правильным действием, которого нужно придерживаться (Бах, в соотв. с цитатой Таза там же; респонсы «Хатам Софер» на «Йорэ Деа» 231). Наиболее широкое признание получила третья точка зрения.

По мнению большинства алахических авторитетов, если человек получает деньги в качестве подарка и волен использовать их так, как пожелает, то он обязан отделить от этих денег десятину (см. комм. «Хикрей Лев» на «Йорэ Деа» 3.102). Если же деньги изначально были предназначены для определенной цели, то на них смотрят так, как если бы человек получил в подарок не деньги, а само то, для чего они предназначены. И в этом случае, согласно мнению многих авторов, он освобождается от выплаты денежной десятины (см. «Цдака уМишпат» 5.26)), особенно если отделение десятины приведет к тому, что та цель, на которую была предназначена полученная сумма, не будет достигнута.

В Вашем случае, Вы можете, с одной стороны, использовать полученные по страховке деньги так, как пожелаете. С другой стороны, расходы на лечение относятся к вопросам первостепенной важности, пренебрегать которыми неразумно. Можно предположить, что выплаты за ущерб, получаемые пострадавшим лицом, освобождаются от денежной десятины в той части, в которой они расходуются на лечение (эта часть компенсации называется «рипуй»): эта сумма предназначена для того, и рассчитывается таким образом, чтобы расходование денег на лечение не привело к ухудшению финансового положения пострадавшего. Теоретически, для того, кто причинил ущерб, было бы оптимально организовать медицинское обслуживание пострадавшей стороны напрямую, вместо того, чтобы единовременно выплатить примерную сумму прошлых и будущих медицинских расходов пострадавшего («Бава Кама» 85а). Тем не менее, есть те, кому более практичным и удобным способом компенсации представляются единовременные выплаты. Но если бы пострадавший отдал десятину с такой единовременной выплаты, то это обернулось бы для него чистым 10процентным убытком, а мы нигде не находим законов, которые предписывали бы плательщику компенсации добавлять 10% к сумме «рипуй», для того, чтобы компенсировать десятину.

(Можно отклонить приведенное доказательство по чисто техническим основаниям, сказав, что обязанность компенсировать ущерб — это закон из Торы, который не учитывает, какую часть полученной компенсации пострадавший, будучи добропорядочным евреем, отдаст в виде цдаки, особенно с учетом того, что «нормативы» по цдаке имеют статус постановления мудрецов или даже ниже.

Однако мы возразим, что практика денежной десятины / цдаки, в действительности, учитывает тот факт, что «рипуй» не входит в категорию прибыли — это необходимый целевой платеж, и облагать его «налогом» было бы неправильно.)

В большинстве случаев существует возможность хотя бы приблизительно разделить крупные единовременные платежи на элементы, взяв за основу детализированное страховое требование, судебное или арбитражное решение. Основные ущербы и убытки могут включать в себя потерю прибыли, которую требуется компенсировать (как с алахической, так и с правовой точки зрения), и в отношении этой части компенсации алахическая логика будет иной. Ведь это деньги, которые выплачиваются в качестве возмещения заработка, который признан потерянным, и потому данная часть компенсации должна рассматриваться как доход, а от дохода нужно отделять денежную десятину.

В книге «Living the Halachic Process» (том 1, гл.5) мы объяснили, что люди, которые не могут себе позволить выплачивать значительные суммы в качестве цдаки, не обязаны это делать, потому что их обязательства перед собственными семьями имеют первостепенное значение. Несмотря на то, что некоторые пострадавшие в авариях люди не имеют никаких денежных забот, многим пострадавшим все же приходится принимать во внимание как свою нынешнюю финансовую ситуацию, так и будущую перспективу.

Поскольку мы не знаем деталей Вашей ситуации, то просто поделимся с Вами некоторыми соображениями относительно средне статистического человека, который получает большие единовременные выплаты. Получив сумму компенсации, он предполагает использовать ее в течение длительного срока, поэтому с его стороны логичным шагом было бы учредить фонд и вложить полученные деньги туда, периодически изымая из фонда необходимые суммы. Мы ни в коем случае не даем Вам советов по управлению финансами, но если Вы изберете именно этот вариант, то для Вас было бы правильно отдавать соответствующую десятину лишь от сумм, периодически изымаемых из фонда на текущие расходы (вычитая из общей суммы каждой выплаты ту часть, которая связана с медицинскими расходами и другими тратами, возникшими вследствие физического ущерба). Отделять и отдавать десятину с большой единовременной выплаты не следует. В итоге, спустя некоторое время, Вы увидите, способны ли Вы отдавать десятину в полном объеме, или нет. В любом случае, Вы поймете, в каком именно размере Вы можете исполнить прекрасную заповедь цдаки.

Перевод Гавриэля Фельдмана

Из журнала Мир Торы


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.