Темы: Археология, Гавриэль Фельдман, Иерусалим, Еврейская история, Истинность Торы
Израильское Управление древностей официально подтвердило, что в результате раскопок в Городе Давида были обнаружены руины крепости Акра, упоминаемой в Танахе, в древнейшем памятнике Устной Торы («Мегилат Таанит»), а также в трудах Иосифа Флавия. Найдены часть массивной стены, фундамент, на котором изначально стояла башня, а также гласис[i], построенный под крепостными стенами.
Согласно еврейской традиции Акра — это древняя «крепость Цион», захваченная Давидом у йевусеев при завоевании Йерушалаима и ставшая местом его резиденции, и о ней написал пророк: «Но взял Давид крепость Цион: это — город Давида… И поселился Давид в этой крепости, и назвал ее городом Давида; и обстроил [ее] Давид кругом, от Милло и внутрь [города]… И прислал Хирам, царь Цора, послов к Давиду и кедровые деревья, и мастеров по дереву, и мастеров по камню для стен; и построили они Давиду дом. И понял Давид, что Г-сподь утвердил его царем над Израилем и что Он возвысил царство его ради народа Своего, Израиля» (Шмуэль II 5:7, 9, 11-12).
Акра — это более позднее арамейское название данного места, происходящее, по всей видимости от древнегрегреческого понятия «άκρα», означающего «высокое, укрепленное место». Постепенно так начали называть не только крепость, но и большой квартал древнего Иерусалима, т.н. «Нижний город» («Шук а-тахтон» — «Нижний рынок»), который окружал Верхний город (Цион) полукругом с юга.
В дни порабощения Иудеи царем из династии Селевкидов Антиохом IV Эпифаном, который замыслил уничтожить духовную основу еврейского жизни народа и планировал превратить Иерусалимский Храм в святилище Зевса, в Акре был размещен мощный греко-сирийский гарнизон, который контролировал город и Храм. На месте раскопок были обнаружены бронзовые наконечники, свинцовые ядра и камни для баллисты, на которых было клеймо в виде вил — знак правления Антиоха IV Эпифана. Во время восстания Маккабим Акра являлась опорной базой захватчиков, причинявшей большое беспокойство повстанцам, воевавшим под командованием Йеуды и Йонатана Хашмонаим. День, когда их брат Шимон бен Матитьяу захватил Акру (23 Ияра 3620 года (141 г. до н. э.) мудрецы объявили праздником («Мегилат Таанит» ч.2 пар. 3).
Позднее, в царствование династии Ордуса (Ирода), Акра превратилась в самую красивую часть города: в ней были дворцы Хашмонаим и Ирода, а также праведной адиабенской царицы Елены, принявшей иудаизм и переселившейся в Йерушалаим. Здесь располагался дом, в котором заседал городской совет, здесь же находился иерусалимский архив. Появились в Акре и объекты греко-римского культурного влияния — бани и театр.
Целенаправленными поисками того, что осталось от крепости, археологи занимались последние 100 лет, но обнаружить Акру удалось лишь в последние месяцы. Буквально 7 лет назад широко обсуждалась научная статья «Был ли обнаружен дворец царя Давида в Иерусалиме?», соавтором которой выступал одиозный профессор Тель-Авивского университета Зеев Эрцог, регулярно представляющий очередные «доказательства» того, что Танах не является источником исторической информации. В той статье он и его коллеги громили оппонента: профессор Иерусалимского Университета Эйлат Мазар имела неосторожность заявить, что ей удалось определить, где в Иерусалиме находился дворец Давида. Большой популярностью пользуются выступления и научные труды профессора Эрцога, в которых он утверждает, что библейского периода еврейской истории вообще не было, поскольку археология его никак не подтверждает, а значит опровергает. В частности, никогда не было сильного царства Давида и Шломо, которое вело экспансионисткую политику, и дворца Давида в Иерусалиме тоже, разумеется, не было.
Проблема профессора Эрцога в том, что с каждым днем ряды его сторонников редеют. Многие ученые, светские по происхождению, такие как археолог Адам Зарталь, нашедший описанный в Танахе жертвенник Йеошуа бин Нуна, построенный на горе Эйваль при входе евреев в Землю Израиля, начинают признавать истинность Торы и соблюдать заповеди.
Итак, государство Израиль признало, что Акра — это та самая Акра. Это прекрасно и даже несколько удивительно. Потому что финансирует и организует раскопки не государство, а частный фонд ЭЛАД (он же «Ир Давид Фонд») — организация, созданная энтузиастами и существующая на пожертвования.
В Израиле сложилась уникальная ситуация, не встречающаяся больше нигде в мире: государство не хочет иметь никакого отношения к важнейшим раскопкам в собственной столице и демонстрирует полнейшее отсутствие интереса к результатам работы археологов. Чисто по-человечески товарищей, отвечающих за принятие подобных решений, можно понять: опасное это дело. Того и гляди, в очередной раз подтвердится, что Танах не содержит выдумок и подтасовок, что он является достоверным источником исторической информации — и что тогда делать? Как жить? Ведь придется многое в жизни менять. Но это в личном плане. А на общественном уровне придется признать, и скорее всего, в слух, что Восточный Иерусалим исторически является еврейским. Такие заявления чреваты последствиями, поэтому государство предпочитает не подставляться и оставаться ни при чем.
Впрочем, нейтралитет государства весьма относителен: с подачи политических организаций левого толка и представителей т.н. «неортодоксальных течений иудаизма» власти предприняли попытку расторгнуть заключенный ранее договор с ЭЛАДом на управление археологическим парком, расположенным у Храмовой горы. Тем не менее, фонду удалось через суд отстоять свое право на археологический парк и продолжение раскопок.
Фонд принято обвинять в религиозной ангажированности и предвзятости, поскольку Дорон Шпильман, вице-президент ЭЛАДа, прямым текстом утверждает, что между Танахом и тем, что удается раскопать в Старом городе наблюдается стопроцентное соответствие. Обвиняют ЭЛАД и в «создании угрозы национальной безопасности» за сделки с недвижимостью, осуществляемые фондом в Восточном Иерусалиме: ЭЛАД за огромные деньги выкупает у арабов земли в таких местах как Силуан (Шилоах) чтобы вести там раскопки и предоставлять их евреям в качестве жилья.
Крепость Цион будет открыта ЭЛАДом для посещений в Хануку.
[i] Небольшая насыпь из земли и камней, которая покрывает крепостной ров с внешней стороны и незаметно сливается с ландшафтом. Обеспечивает маскировку укреплений и упрощает обстрел отрядов, атакующих крепость через ров.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти