Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тяжесть уст: что это?

О том, что Моше был «тяжел устами»

Чтобы разобраться в вопросе соотношения мысли и речи, приведем вопрос Маараля по поводу «тяжести уст» Моше Рабейну: «Следует задать трудный вопрос: Моше, который обладал всеми достоинствами, и совершенством тела, и во всем другом — как могло быть, что он был не в состоянии нормально говорить, — ведь это считается частью совершенства?»

Отвечая на этот вопрос, он объясняет: «Знай, что поскольку Моше был далек от материи, а нет силы в такой степени не отделимой от материи, как уста и язык. Ведь действие силы зрения и слуха — не в движении, а в покое, и это дело мысли. Ибо материальное действует в движении, и потому не было у Моше дара речи, поскольку она материальна. И когда ты поймешь это, поймешь также сказанное Мудрецами: “Когда младенец появляется на свет, приходит ангел и бьет его по губам, и он забывает всю Тору”. Почему сказали “бьет по губам”? Об этом мы и говорим, ибо рот, посредством которого человек становится “говорящим”, — материален и причиняет ему забывание всей Торы.»

Объяснение этому: в человеке душа соединяется с материей, но пока он не вышел на свет, его душа трансцендентна, и является чистым разумом, и знает всю Тору. А когда человек появляется на свет, его создание завершается, и душа соединяется с материей. И когда соединится душа с телом, человек становится материальным «живым и говорящим», и это причиняет ему забывание всей Торы, поскольку теперь он уже не чистый разум. Так переводит Ункелус стих «И стал человек душою живою»: «Стал духом живым говорящим». Ибо форма человека — связывание разумной души с телом. И это само есть сила речи, которая заключается в душе вместе с телом. А этот «удар ангела по губам» завершает его форму, и это называется «бить по губам». Ибо завершение формы любого изделия называется «удар молотком» (маке бепатиш, например, в законах Субботы последний удар молотком, знаменующий окончание производства изделия, считается одной из запрещенных субботних работ).

Совершенство и недостаток души до ее вхождения в тело

Душа, будучи свободной от оков тела, вольна бродить по пространствам мудрости и воспринимать и понимать все части Торы. Ее постижения не ограничены, она может воспринимать и охватывать всю реальность бытия. Она видит все от одного конца мира до другого. Но вместе со всей ее идеальностью, нет у нее возможности выразить себя в этом материальном мире. Только тело может дать ей возможность раскрыться и находиться в реальности в мире действия.

Однако сокращение и ограничение внутри тела тяжелы для нее. Будучи узником в нем, она не может выразить все свою святость и духовное постижение. Нет у нее возможности выразить в совершенстве свое «я». Она находится в теле как в тюрьме, пребывает во тьме оков материальности, будучи не в состоянии расправить свое сияние. Душа стремиться освободиться от этих кандалов и сбежать, как сказано в мидраше на стих: «Каждая душа восславит Г-спода»: «С каждым дыханием хочет душа выйти, вознестись вверх и прилепиться к своему корню, но ангел возвращает ее в тело по приказу Царя».

Ибо в этом ее цель: спуститься с вышних высот и пребывать здесь, в нижнем мире, в материальном теле, чтобы очистить его. В этом заключается совершенство для формы человека — соединять верхние и нижние миры.

Основная точка соединения тела и души — это способность речи в устах человека.

Действие речи

«Поскольку Моше отличался своим уровнем, он склонялся не к материальности, но лишь к отделенности, и ему недоставало этого последнего “удара молотком”. И потому, даже после того как он пришел в мир, он знал всю Тору (“лишь немного умалил Ты его перед ангелами”), и поэтому не было у него никакого недостатка. И пойми это» (Маараль).

Речь есть орудие выражения мира души, спуск мыслей в мозгу из их духовного корня в мир действия. Выражение отвлеченного мира через материальные звуки и телесные органы. Это требует от абстрактной мысли ограничиться, определиться и остановиться, чтобы она смогла найти свое выражение в четких предложениях речи. Это сочетание между миром чистого разума и ощутимым миром — одно из чудес Всевышнего.

Здесь, в языке, и находится форма человека, как пишет Маараль: «И знай, что человек обладает материальностью, и поэтому разум не есть форма человека, ибо человек не сотворен в виде чистого разума. Но речевой разум, выражающийся через материальный орган, язык, и есть форма человека. Ибо в человеке есть две части: он обладает и разумом, и телом» (Нетив аЛашон 2).

Теперь нам проще понять тяжесть связанных с языком грехов (Йерушалми приравнивает грех злоязычия к идолопоклонству, разврату и кровопролитию). Преступление, связанное с языком, портит саму форму человека. С другой стороны, важнейшая из заповедей, «излечивающая язык» — это Тора, Древо жизни, равновесная всем остальным заповедям вместе взятым.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…