Из цикла «Даат тфила», темы: Духовный мир, Еврейская молитва, Благословения, Связь с Творцом, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Любовь к Б-гу
«Нет у них, у верхних вод, разрешения произносить Песнь, пока не получат разрешения от вас», и также о Песне: «Ангелы служения не говорят Песнь наверху, пока не скажет ее Израиль внизу, как сказано: “При общем ликовании утренних звезд, (а после того) и все сыны Божии восклицают от радости” (Хулин 91)».
«Песнь подобна молитве: привлекает в своей мысли намерение сверху вниз. Так же и один или многие, кто произносят Песнь, привлекают благословение сверху вниз. И знай, что числовое значение слов Песнь (шира) и молитва (тфила) совпадают (Рабейну Бехае)».
Открывается нам поразительная концепция: человек, нижние миры заставляют высшие ниспослать благодать. Всевышний поставил влияние высших миров в зависимость от благословения нижних в их молитве и песне. Благословения происходят от нижних.
На основе этой концепции мы попытаемся осмыслить слова Мудрецов: «Сказал раби Авау: С какого времени благословляют на дожди? С того момента, как жених выйдет навстречу невесте» (Таанит 6). «С момента, когда нижние воды выйдут навстречу верхним, подобно жениху, выходящему навстречу невесте» (Рабейну Гершом). Нижние воды — это жених, верхние — невеста. Нижние заставляют течь родник благословений высших миров. Источник благословения находится в нижних.
Тем самым мы понимаем, на нашем простом уровне, смысл беседы святых мудрецов, подобных ангелам: Спросил раби Шимон бар Йохай раби Элазара бен Йоси, как его отец разъяснял стих из Шир а-Ширим (Песни песней): «Выходите и посмотрите, дочери Циона, на царя Шломо, на венец, которым венчала мать его в день его свадьбы, и в день радости сердца его» (Шир а-Ширим 3:11).
Ответил ему раби Элазар бен Йоси, что его отец по этому поводу обычно рассказывал притчу. Некий царь очень любил свою единственную дочь. Быть может, даже больше, чем следовало. И всегда называл ее: «Дочь моя». Но показалось ему, что этого недостаточно для выражения полноты его чувств. И стал царь называть ее: «Дочь моя, сестра моя». Но и этого, как он счел, было недостаточно. И стал он обращаться к ней: «Дочь моя, сестра моя, мать моя»…
Так и Всевышний. Вначале Он называл Израиль «дочерью», как сказано: «Слушай, дочь, и смотри, и склони ухо свое…» (Псалмы 45:11). Затем «сестрой». Как написано: «Отвори мне, сестра моя, подруга моя, голубка моя…» (Песнь Песней 5:2). Однако Он испытывал к народу Израиля столь сильную любовь, что назвал народ «матерью». Как сказано в книге пророка Йешаяу: «Внемлите мне, народ мой, племя мое…» (Йешаяу 51:4). (Выражение «племя мое» в оригинале можно прочесть как «мать моя».)
Услышав эти слова, встал раби Шимон, поцеловал раби Элазара и произнес: «Только ради того, чтобы услышать эти слова, стоило родиться!» (Мидраш Шир а-Ширим раба 3: 21).
Здесь нам открывается глубинная суть слов утешения, которые сказал Творец нижним водам: они вновь становятся формой, они производят благословение. Ступень их весьма велика, поскольку именно они раскрыли славу Небес, обратив материю, сущность которой в получении, в источник святости, раскрывающий славу царства и единства Всевышнего.
Теперь мы можем с другого уровня понимания вернуться к словам рабейну Бехае, уже приведенным выше:
«Следует понять высказывание Мудрецов в трактате Бава меция (114), что Всевышний как бы нуждается в благословении. Они выводят это из стиха: “И будешь есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га своего”. И в трактате Брахот сказали: “Сказал ему (Всевышний): Ишмаэль, сын Мой, благослови Меня”. И в трактате Шабат приводится, что Всевышний сказал Моше: “Ты должен был Мне помочь”, и речь идет именно о благословении. Дело в том, что когда мы благословляем Всевышнего, в этом есть добавление духа святости, и наше благословение является причиной того, что все Его создания получат от Него благословение. И еще сказали, что “Всевышний страстно желает молитв праведников”. А если бы благословение и молитвы были бы просто признанием, почему бы Он страстно желал именно молитв праведников больше, чем признания огромного множества людей, ведь слава царя — в многочисленности подданных? Но слова Писания “и благословишь Г-спода, Б-га твоего” означают добавление и приумножение».
«Поэтому в начале благословения мы говорим: “Ты, Г-сподь, Царь мира”. Толкование: поскольку в Твоей воле было дать существование мирам и соединиться с ними, чтобы воцариться над ними. Поэтому наша просьба — чтобы благословился источник Твоего желания воцариться над мирами». В этом и заключается благословение Всевышнему во всех благословениях и молитвах: добавление и приумножение в прямом смысле слова. Ибо в этом заключается Его воля по причине, известное только Ему: чтобы мы исправляли и объединяли нашими благословениями и молитвами высшие силы и миры, чтобы они были способны получать воздействие высшего света, и чтобы прибавить в них святость этого света и множество благословений от сущности Творца, присоединающегося к ним и распространяющегося в них. И само собой это дополнительное благословение и святость прольются и на избранный народ, который привел и вызвал всю эту славу (Нефеш аХаим 2:4).
Здесь проясняется нам новый глубокий смысл благословения. Не прославление и даже не просьба, но и реальное привлечение благословения от источника благословений. Теперь мы лучше понимаем слова рабейну Бехае, приведенные выше: «И благословишь Г-спода, Б-га своего… Благословение — это не только потребность человека и не только признание… когда мы благословляем Всевышнего, есть в этом добавление духа святости, и наше благословение является причиной того, что все Его создания будут благословлены Им».
«Поэтому сказали Мудрецы: “Каждый, кто ест и не благословляет, называется грабителем, как сказано: “Грабит отца и мать своих…” А “отец его” — никто иной, как Всевышний…” Ведь он грабит духовные миры и препятствует получению ими благодати и святости, которые должен был привлечь на них своим благословением. Так нужно рассматривать и все остальные Писания: “Благослови, душа моя, Г-спода”, “Благословен Ты, Г-сподь, Б-г Израиля” и т.п. Все это понимается в том же ключе и со стороны желания Всевышнего соединиться с мирами. Об этом и сказано: “Служение — потребность Всевышнего” (Нефеш аХаим, там же)».
Таким образом, тот, кто ест и не благословляет, «ворует у Всевышнего» не только славословие, как мы объясняли простое его значение, но и само благословение. Ведь таково желание Творца, чтобы благословились миры через действия человека и его благословения. Именно от них поставил Творец в зависимость Свое присоединение к мирам для передачи им благословения. Тот, кто не благословляет, как бы ворует это благословение у Творца. Он препятстсвует реализации желания Творца воздать благо.
«И грабит свою мать» — это собрание Израиля. Ведь посредством произнесенного человеком благословения «дополнительная благодать и святость прольются и на избранный народ, который привел и вызвал всю эту славу». Он же лишает Израиль этого блага, награды и воздаяния за благородное «служение ради Всевышнего».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.