Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Уважение, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
Мудрецы ввели постановления, запрещающие некоторые действия, поскольку нет в них почитания шабата. Они обосновали это решение словами пророков, как написано в Йешае там, где он говорит о шабате (гл. 58): «И почитай его, не ходя своими путями, не занимаясь своими делами и не говоря о них». Наши Мудрецы объяснили этот стих следующим образом: «И почитай его, не ходя своими путями…» — чтобы наша походка в шабат не была такой же, как в будни; «…не занимаясь своими делами…» — твои дела запрещены, то есть запрещено заниматься делами в шабат; «…и говоря о них» — чтобы не был твой разговор в шабат похож на будничный. Из этого постановления исключили действия, связанные с выполнением заповедей, истолковав: «своими делами», но не делами небесными — подобные запреты не действуют, если необходимо исполнить какую-либо заповедь.
Один из аспектов почитания шабата — наслаждаться им, что, в свою очередь, включает в себя отдых, как сказано: «День нашего отдыха». Известно, что, отдыхая, люди не бегают и не ходят широким шагом. Поэтому и нам запретили бегать и прыгать в этот день отдыха. А тому, кто наслаждается бегом и прыжками, прыгать и бегать разрешено. Так мальчикам разрешают в шабат бегать и прыгать, так как для них это удовольствие.
Запрет этот касается только тех случаев, когда ходьба не связана с заповедью. Ради заповеди же разрешается даже бежать в шабат, так как это «дела небесные», как было сказано выше.
Как необходимо почитать шабат в ходьбе, так из уважения к шабату необходимо избегать занятия будничными делами. По этой причине запретили выходить в шабат в поле, чтобы проверить состояние урожая и т.п. Несмотря на то, что при самом хождении не совершается никаких действий, связанных с запрещёнными в шабат мелахот, все же, поскольку при этом видно, что занимаются будничными делами, такое хождение является неуважением к шабату. Поэтому мудрецы постановили запретить подобные действия в шабат.
Запретив занятия в шабат будничными делами, не запретили думать о делах. Причина в том, что запретили только такие действия, из которых видно, что люди занимаются в шабат будничными делами. Но если со стороны незаметно, это не запрещено.
Поэтому разрешили в шабат подойти близко к своему полю, но только если по той же дороге другие люди ходят и без деловых целей, например, просто погулять и т.п. В таком случае окружающим не видно, что еврей идет в шабат проведать свое поле, его ходьба не подпадает под запрет, и ему разрешается туда идти, даже с целью проверить поле. Тем не менее мудрецы говорят, что желательно избегать подобных действий. И хотя по основному смыслу закона их нельзя запретить, наши мудрецы писали, что необходимо ограждать себя от этого насколько возможно, так как при подобном хождении легко исчезает субботнее наслаждение. И таких мыслей тем более следует опасаться, если они вызывают напряжение и озабоченность. И наши мудрецы так толковали слова Торы: «Шесть дней работай и делай все свои дела» — после начала шабата мы должны представить себе все свои дела уже завершенными, так как тот, кто уже закончил свои дела, больше не думает о них.
Тот, кто в шабат идет к месту отправления транспорта на далекие расстояния, например на автобусную или железнодорожную станцию с целью оттуда двинуться в путь после окончания шабата, совершает действие, подобное хождению в поле, так как и здесь своим поведением он показывает, что готовится к будничному занятию — поездке на автобусе или поезде, что запрещено в сам шабат. Запрещено также просматривать расписание движения транспорта, что также считается будничным занятием и входит в запрет «…не занимаясь своими делами».
К вышеприведенному запрету относится также просьба, обращенная к другому человеку (равно к еврею или нееврею) о совершении по окончании шабата действия, запрещённого в сам шабат. Причина этого запрета в том, что данное действие, будучи запрещённым в шабат, относится к будничным, и поэтому им нельзя заниматься, как сказано: «…не занимаясь своими делами». Но и здесь, если из наших слов неочевидно, что другой человек сделает запрещённое в шабат действие, они приравниваются к мысли и разрешены. И это похоже на разрешение (см. выше) подходить к своему полю в шабат, если в этом месте и без того прогуливаются евреи. То есть если эту просьбу можно исполнить таким образом, что при этом не будет нарушаться шабат, даже если это крайне маловероятная возможность и даже если говорящий не подразумевал, что сделают это именно таким образом, все то время, пока говорящий совершенно ясно не приказал нарушить шабат, а только просил пойти туда, куда разрешается идти в шабат, это не считается запрещённой речью и разрешено.
Следовательно, желающий попросить другого человека поехать после окончания шабата в какое-либо место не должен прямо говорить, чтобы тот поехал на поезде, машине и т.п., но должен сказать ему, чтобы тот направился или пошел по окончании шабата в указанное место. И несмотря на то, что нам известно, что говорящий подразумевает поездку на поезде и т.п., и тот, к кому обращаются, тоже понимает это, тем не менее поскольку говорящий не приказывает прямо ехать, а только просит направиться туда, а это можно сделать и в шабат, если идти туда пешком, это уже не считается запрещённой речью и разрешено в шабат.
В любом случае запрещено упоминать аренду, так как при этом к запрету «…не занимаясь своими делами» добавляется также запрет купли-продажи в шабат.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.