Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Эрув, Суббота, Еврейский закон, Яков-Йехезкель Позен
10. Эрувей тхумин
Чтобы облегчить нам устройство эрува, мудрецы разрешили делать его без того, чтобы обязывать человека проводить все время сумерек в «новом месте проведения шабата». Они разрешили вместо этого класть перед наступлением шабата в этой точке еду, и можно это сделать также через посланца. (См. ниже, что именно он должен там положить.) Такой эрув равен «эруву ногами»: он тоже приобретает для человека 2000 амот во все стороны от места его расположения. И при этом способе нельзя положить его дальше, чем 2000 амот от его дома. Но если вышло так, закон будет иным: поскольку сам он встречает шабат в своем доме, он вообще не приобретает себе нового «места проведения шабата» в точке расположения эрува. Тем не менее в одном отношении такой способ позволяет некоторое облегчение: если человек положил эрув дальше 2000 амот от своего дома, но это место находится в пределах его города (и ночевать он будет дома), разрешается положиться на этот эрув, поскольку при наступлении шабата он не находился в месте эрува.
11. Что следует взять для такого эрува
Следует взять хлеба в количестве, достаточном для двух трапез, или лифтан (т.е. то, что едят вместе с хлебом: мясо, рыбу или даже уксус, в который макают хлеб) тоже в количестве, достаточном для двух трапез. Следует положить такое количество еды для каждого человека, желающего участвовать в устройстве этого эрува (и для каждого из домочадцев, кроме детей моложе семи лет, которые включаются в эрув своей матери). Возможно также приобрести долю в эруве другого человека. Необходимо, чтобы эрув просуществовал, по крайней мере, все время сумерек и находился в месте, откуда его можно было бы при желании взять и съесть (см. подробности в Шуль-хан арухе).
12. Как делают эрув
В момент, когда кладут эрув, благословляют «…аль мицват эрув», подобно эруву хацерот (объединению нескольких индивидуальных владений в одно) и эруву тавшилин (позволяющему варить для шабата в приходящийся на его канун йом тов). И как там за благословением следует объяснение сущности процедуры, так и здесь, устраивая эрув тхумин, следует сказать, что посредством этого эрува разрешается ему в шабат идти 2000 амот во все стороны от места его положения. А посланник должен сказать, что это разрешается пославшему его. Все это, когда делают эрув посредством положения еды, но, делая «эрув ногами», не благословляют. И даже достаточно, если только думает, что хочет сделать это место «местом проведения шабата».
13. Для каких нужд установили мудрецы заповедь эрува
Наши мудрецы установили эрувей тхумин для того, кому необходимо достичь определённого места, чтобы исполнить заповедь, а он не может туда добраться, так как это место находится за пределами его субботнего тхума; и только путем устройства эрува он может туда дойти. Поэтому эрув следует устраивать только для нужд исполнения заповеди, чтобы молиться в миньяне, участвовать в заповеданной трапезе (сеудат мицва) и т.д.. Все это изначально. Однако постфактум, даже если устроили эрув не для нужд исполнения заповеди, эрув действителен, и разрешается воспользоваться им даже не для нужд заповеди. Этот закон относится только к тому, кто устраивает эрув посредством еды. Но устраивающему «эрув ногами» разрешается делать его не только для заповедей, но и для других нужд.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы