Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Яков-Йехезкель Позен, Животные
В Торе мы находим две заповеди о шабате, имеющие отношение к скоту: одна предписывающая, другая запрещающая. Предписывающая — дать скотине отдых в шабат, запрещающая — мехамер. Предписывающую заповедь мы учим из того, что написано: «…чтобы отдыхал твой бык…», запрещающую — из того, что написано: «…не совершай мелахи ни ты… ни твоя скотина…».
Запрещено позволять скотине трудиться в шабат. И даже если сами хозяева не работают с ней, они нарушают предписывающую заповедь, поскольку, в конце концов, не исполняют предписания «чтобы отдыхала…». Поэтому запрещено позволять нееврею работать в шабат на скотине еврея, так как в этом случае еврей нарушает закон посредством работы нееврея.
И хотя запрещено допускать, чтобы скотина делала в шабат мелаху самостоятельно, Тора не запретила позволять ей делать то, от чего она получает удовольствие, например, оставлять ее пастись. Даже при том, что срывание ею травы близко к запрету жатвы, поскольку она получает от этого удовольствие, Тора не запретила ей пастись.
Мехамером называется управление груженой скотиной. Не только управление запрещено, но и любое совершение мелахи вместе со скотиной входит в этот запрет.
Запрет мехамер тем отличается от «отдыха скотины», что он нарушается, и когда управляют своей скотиной, и когда управляют скотиной другого еврея или даже нееврея. С другой стороны, запрет мехамер существует, только если скотиной управляет еврей. Но если это делает нееврей, запрет мехамер отсутствует (однако нарушается заповедь «отдыха скота»). Подробности этих законов смотрите в Шульхан арухе.
Разрешается ставить в шабат еду и питье перед теми животными, которым трудно найти другой источник пропитания, например: перед скотом, домашними животными, домашней птицей, рыбками. (Касательно йом-това см. в Законах йом-това). Но запрещено утруждать себя задаванием корма животным, пропитание которых не лежит на еврее.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.