Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запрещено открыть письмо в шабат и даже лишь надорвать конверт вокруг вложенного в него листа, хотя тем самым мы его портим и делаем непригодным для дальнейшего использования.

1. Основная мелаха и ее производные

Разрывание — это также одно из действий, связанных с починкой одежды; нередко прежде, чем сшить, необходимо оторвать или отрезать ткань. И хотя одежда при этом фактически портится, поскольку за этим действием следует починка, оно не считается порчей. И как развязывание узла симметрично завязыванию, и запрещено развязывать такие узлы, которые запрещено и завязывать, так и мелаха разрывания симметрична мелахот шитья и тканья, и нарушение Торы наступает, когда разрывают сшитое или сотканное с целью исправления. Рвать бумагу и другие материалы тоже запрещено. В тех случаях, когда запрещается пользоваться булавкой, запрещается также и снимать ее.

Как порождением мелахи шитья было склеивание, так порождением мелахи разрывания является разъединение склеенных частей бумаги или других материалов.

2. Порча при разрывании

Как мы уже писали, Тора не запрещает мелаху, если ее совершение направлено не на исправление, а только на порчу. Тем не менее мудрецы в большинстве случаев запрещают и такие действия. Поэтому и здесь, в мелахе разрывания, хотя Тора запрещает только разрывание, ведущее к исправлению, мудрецы запретили все виды разрывания, даже имеющие целью исключительно порчу (за исключением случаев, относящихся к еде, см. ниже мелаха строительства, гл. 37, п.16). Тот же запрет касается и порождений разрывания: нельзя разъединять склеенные части бумаги, даже если это приводит к их порче.

Поэтому запрещено открыть письмо в шабат и даже лишь надорвать конверт вокруг вложенного в него листа, хотя тем самым мы его портим и делаем непригодным для дальнейшего использования. Нельзя также и расклеить конверт над паром, поскольку расклеивание бумаг запрещено как разрывание. И запрещается поручить нееврею открыть конверт в шабат, поскольку запрещено любое обращение к нееврею с просьбой сделать в шабат для еврея даже то, что запрещено мудрецами. В случае необходимости можно попросить нееврея намеком, так, чтобы он догадался сам открыть конверт. И как мы будем говорить об этом ниже, если не высказывать ему просьбу прямо, это не является нарушением. Например, сообщить ему, что вы не можете прочитать письмо, а он сам поймет, что его нужно открыть. В случае крайней необходимости разрешают иногда прямо попросить нееврея открыть письмо, но прежде следует спросить об этом раввина.

3. Склеившееся само

Запрет разъединять склеенные бумаги действует только, когда они изначально были склеены намеренно. Когда же они склеились случайно, разрешается их разделить. Поэтому, если что-то попало на страницы книги и они из-за этого склеились, поскольку это произошло случайно, их можно разъединить. Следует только остерегаться, чтобы в склеившихся местах не было букв, так как в этом случае листы запрещено разделять из-за мелахи стирания. Однако склеенные во время переплета кончики листов разъединять запрещено, ибо, возможно, это будет мелаха маке бапатиш (см. гл.37, п.17), поскольку невозможно было бы пользоваться книгой, не разделив листы.

с разрешения издательства Швут Ами


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.