Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Йеуда, Йосеф, Ваешев, Египет, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, Перец бен Йеуда
Несомненно, что сразу после рассказа о продаже Йосефа должен был бы следовать стих «И Йосеф был низвергнут в Египет». Однако Тора пожелала вставить сюда рассказ о Йеуде, чтобы указать на то, что родословная царей Израиля и царей Йеуды начинается с двух качественно разных моментов. Цари Израиля происходят от двоих сыновей Йосефа — Менаше и Эфраима, которых родила ему египтянка, а потому их царство не было ни истинным, ни справедливым. Но цари Йеуды, которые царствовали в прошлом и которые будут царствовать в будущем, после прихода Машиаха, происходят от двоих сыновей Йеуды, которых родила ему Тамар. А она была достойна того, чтобы от нее произошли святые цари, как в силу ее собственного совершенства, так и потому, что она была дочерью Шема, как говорят наши мудрецы. Поэтому и царство его, установленное Б-гом, стало святым и вечным.
Тора рассказывает, насколько глубоким было Б-жественное вмешательство в обстоятельства рождения Переца, первенца своей матери, от которого произошли царь Давид и царь Машиах. Началось с того, что два околоплодных пузыря прорвались вместе, чего обычно никогда не бывает. А затем, хотя Зерах уже протянул руку, чтобы родиться первым, и повитуха уже навязала на эту руку красную нитку, сказав: «Этот вышел первым!», — все равно затем эта рука вернулась назад: «И было, когда он возвратил руку внутрь, и вот, вышел его брат», — как будто пошел напролом, чтобы родиться первым. Именно поэтому он получил имя Перец, «пробивающий». И им завершается рассказ о рождении сыновей Йеуды, с которых начинается линия царей Йеуды.
В Писании перечислены три великие милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте. Первая состояла в том, что, хотя он был рабом и дух его был стеснен, все же Б-г постоянно присутствовал рядом с ним и постоянно помогал ему. Когда Йосефу рассказали сон, он был готов немедленно истолковать его, предсказав именно те события, которые затем произошли. Такое предсказание было невозможно сделать на основе разума, каких-то знаний или оценок: все они иногда позволяют сделать истинное заключение, но иногда ведут к ошибкам! Йосеф толковал безошибочно, поскольку через него говорил дух Б-га и именно Его слова были у Йосефа на языке, и ни одно из них не было лишним или неправильным. Сам Йосеф тоже постоянно видел сны, через которые получал верное знание о будущем. Стих говорит об этом вкратце: «И был Б-г с Йосефом».
Вторая милость состояла в том, что Йосефу постоянно сопутствовала удача во всех его практических начинаниях. Об этом стих говорит: «…и был он человеком удачливым».
Третья милость состояла в том, что обычно, когда хозяин покупает раба, он посылает его на полевые работы. И уж никогда египтянин не оставит у себя дома еврея: египтяне ненавидели евреев за то, что те ели мясо животных. Но Б-г оказал Йосефу особую милость, и его новый господин решил оставить его у себя, в собственном доме, где тот мог жить привольно, и не отослал его на тяжелую работу. Об этом говорит стих, завершая перечисление Б-жественных милостей: «…и был он в доме своего хозяина, египтянина». Следует обратить внимание, что стих говорит о трех различных благодеяниях Б-га, поэтому в нем трижды употребляется слово «и был».
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти