Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Иосиф, находясь в Египте, не использовал возможность проведать отца и братьев?

Темы: Йосеф, Пророчество, Египет, Яаков, Праотцы, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! Почему Иосиф, находясь в Египте, не использовал возможности проведать своего отца и братьев?

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом!

Нецив писал, что Йосеф понимал — нельзя мешать исполнению пророчеств, а сообщив отцу о себе, он мог помешать исполнению своих снов, приведших к его изгнанию из семьи. Это объяснение восходит к комментарию Рамбана, который писал о снах, однако Нецив добавляет важную деталь — пророку запрещено «сдерживать» свое пророчество, и Йосеф считал, что может оказаться виновным в этом, если воспрепятствует реализации своего сна-пророчества. Могли играть роль и практические соображения — ведь Йосеф не знал ничего о переживаниях своих братьев. Пока он не был убежден, что они отказались от намерения избавиться от него, он мог попросту опасаться контактов с семьей.

Кроме того, существует и такой аспект: Йосеф знал, что Яаков, отец его — пророк. Если Всевышний посчитал нужным скрыть от Яакова, что сын его жив, — то так тому и быть. Мы знаем от наших мудрецов, что Ицхак, например, плакал, видя горе своего сына, как сказано: «и плакал о нем отец его» (Берешит, 37:35). Однако он плакал именно о сыне, а не о внуке, так как ему пророчески было известно, что Йосеф жив. Тем не менее, он ничего не сказал об этом Яакову, понимая, что раз Сам Всевышний скрывает это от него, в этом есть какой-то смысл.

От нашего учителя, рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника, я слышал еще одно, очень важное, объяснение. Йосеф рассуждал так: предположим, он отправит письмо отцу — папа, я жив. Даже если он напишет там какое-нибудь правдоподобное объяснение своему исчезновению, скажем, меня схватили в дороге и увезли в Египет, Яаков созовет детей, покажет им письмо и попросит еще раз рассказать ту историю, которую они поведали ему после исчезновения Йосефа. По изменившимся лицам сыновей отец сразу поймет, что они солгали, и, соответственно, причастны к похищению младшего брата. Трудно точно представить себе, что произойдет затем, но ясно одно — прежних отношений в семье уже не будет… Как же братья будут учить Тору у отца и строить еврейский народ?

Общим знаменателем всех объяснений видится следующее соображение — если праведник не уверен, правильным будет что-либо сделать или нет, он не станет делать этого, как бы ему ни хотелось.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.