Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Первосвященник, одетый в свои восемь одежд, символизировал весь мир в целом: ведь мир, подобно человеку, украшен и соразмерен, и все его части гармонично сочетаются друг с другом. И каждая из одежд первосвященника имела свой, особый смысл.

Циц, золотая табличка на лбу первосвященника, символизировал мир духовных сущностей, не связанных ни с чем материальным. Поэтому на нем было написано: «Святой для Б-га», поскольку духовные сущности «все они святые, все они ясные», тем более, что первым среди них является абсолютно святой Б-г благословенный.

Мицнефет, шапка, символизировала небесные силы: при надевании она окружает голову. А циц накладывался на нее сверху, чтобы показать, что движущим элементом небесных сил являются духовные сущности. Кроме того, два этих одеяния символизируют тот факт, что и небесные силы, и духовные сущности расположены высоко над материальной природой, которая неизмеримо ниже их. Поэтому оба они надевались на голову, на большом расстоянии от остальных частей тела.

А эфод, нагрудник с поясом, хошен, украшение эфода, и другие одеяния первосвященника символизировали элементы материального мира — возникающие и исчезающие. Эфод соответствовал всем тем предметами материального мира, которые состоят из нескольких стихий. Поэтому он был изготовлен из сплетенных вместе четырех видов нитей: голубой шерсти, пурпурной шерсти, алой шерсти и льна. И в этом указание на четыре первичных стихии и четыре структуры. И еще в них была вплетена золотая нить, символизирующая человеческий разум, проявляющийся только в самой сложной из всех структур материального мира. И на это же намекает способ изготовления материала эфода, который называется «тканьем», на Святом языке — хошев, что созвучно слову «размышление» и говорит о постижении через мысль и изучение. Два наплечника эфода с двух его сторон символизировали два края мира — западный и восточный. А два камня, укрепленные в этих наплечниках, с выгравированными на них именами сыновей Израиля, символизировали особый вид высшей человеческой структуры, то есть, народ Израиля. И поскольку эта структура — лучшая и высшая из всех явлений материального мира и больше подходит для принятия влияния свыше, чем любые другие люди и народы, имена сыновей Израиля помещены на наплечниках эфода, то есть, на самом высоком месте тела первосвященника, ближе всего к голове. Эти имена были выгравированы на двух камнях, слева и справа, чтобы первосвященник, воздевая руки для благословения народа, поднимал и эти имена.

Эфод завязывался сзади, а не спереди, и в этом тоже содержался важный символ: материальный мир, включая человека, располагается как бы позади первосвященника, но не впереди него, то есть, остается позади как нечто незначительное. Однако это относится не ко всему миру. В нем содержится некая особая часть: народ Израиля после принятия Торы. Б-г все время наблюдает за ним, «глаза Его и сердце Его на нем» во все дни. Этот символ заложен в хошен (нагруднике). Поэтому он прочно закреплялся на эфоде, что должно было указать на некоторую общность народа Израиля и остальных народов: все они относятся к нижнему, материальному миру и имеют человеческий облик. Кроме того, сыновья Израиля, как и все остальные люди, построены из четырех первичных стихий, объединенных с постигающим духом. И это единство символизирует материал эфода: золото, алая, пурпурная и голубая шерсть и лен. Поскольку народ Израиля после дарования Торы был разделен на четыре стана, хошен тоже должен быть квадратным, с четырьмя углами, и на нем должны быть укреплены четыре ряда камней с вырезанными на них именами сыновей Израиля. А поскольку народ Израиля объединяла Тора, полученная им через Моше-рабейну, и пророчество, которым они обладали, в хошен, символизируя это, должны были быть вложены урим и тумим. Слово урим происходит от корня ор, «свет» на Святом языке. Урим символизирует заповеди Торы, согласно сказанному (Мишлей 6): «Ибо заповедь — свеча, а Тора — свет». А слово тумим происходит от корня там, выражающего твердую уверенность в словах Б-га, без сомнений и двоедушия, «цельность». Поэтому тумим символизирует пророчество, о котором сказано: «Цельным (без порока) будь с Б-гом твоим». (И оба эти подарка народ Израиля получил через Моше-рабейну).

Поскольку первосвященник просил у Б-га искупления для народа Израиля, молился за него и рассказывал ему о будущем с помощью урим и тумим, Б-г повелел, чтобы он надевал меиль, верхнюю одежду, на полах которой должны укрепляться золотые гранаты и золотые колокольчики. О них Тора говорит: «И будет раздаваться звук, когда он будет входить в эйхал (помещение Святилища)», и этот звук символизирует слова первосвященника, то есть, его молитву.

Кроме того, Б-г повелел первосвященнику надевать рубашку, ктонет. Она символизировала служение первосвященника в Храме: он должен всегда быть готовым служить самоотверженно и расторопно, как будто он гол и бос и ничто его не стесняет. А еще он должен был надевать штаны, михнасаим, которые подчеркивали требование скромности и пристойности. И последней одеждой был пояс, авнет, указывающий на готовность первосвященника всегда бороться, препоясавшись, подобно богатырю, со своим злым началом. И теперь ты знаешь символику всех одежд первосвященника.

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…