Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Собирайтесь-ка, гости мои, на моё угощенье, говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву. Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья. А иначе зачем на земле этой вечной живу? Б.Окуджава

Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам. В норме объяснение удовлетворяет слушательниц, если удаётся найти аналогию.

Я спросил:

— Шошана (моя супруга) — гостеприимная?

В ответ всякие междометия и восклицания:

— Ещё бы! — Конечно! — и так далее.

Выдержав паузу, я добавил:

— Авраам был ещё гостеприимнее. — Мне никто не возражал, но никто и не поверил.

О гостеприимстве моей супруги слагают легенды. Многие злоупотребляют, но что есть, то есть. У неё это природное. Я же гостеприимством никогда не отличался. Терпимость к гостям пришла ко мне в зрелом возрасте, уже после возвращения к Б-гу. И то не сразу и не в тех масштабах. Но вы же знаете — гостеприимство, как любое качество, не всегда безобидно.

Лет 20 тому назад у моей супруги были проблемы со здоровьем. Я договорился с врачом-шахматистом Коно Чхартишвили, что мы с женой придём к нему в пятницу до 5 часов в больницу. В 2 часа дня собрались выходить. В этот момент к супруге зашла её дальняя родственница, которую мы видели в первый и последний раз. И начался «сумасшедший дом». Меня услали за арбузом и фруктами. В итоге мы выбежали из дому в половине шестого и врач давно ушёл.

Жена обратилась к дежурному врачу, тот взял деньги, что-то вроде бы сделал и попросил, чтобы супруга осталась в больнице до понедельника.

В понедельник утром я её навестил, мне сказали, что через несколько часов её выпишут и она отправила меня домой за вещами. Я вышел. У входа в больницу встретил тёщу. Та попросила: «Покажи мне, где палата?». Я неожиданно сразу согласился. Супруга удивилась: «Чего ты вернулся?» — «Меня твоя мама попросила». И вдруг Шошана потеряла сознание.

Я бросился бежать от неё. Супруга рассказала, что последнее, что она помнила: я убегаю со страшной скоростью. Жена теряет сознание, а муж убегает?

Наверное, читатели уже успели меня обругать. Я знал, куда бежать. Врач Коно с улыбкой сказал мне: «Ничего страшного, поднимись к жене», и начал звонить, чтобы готовили операционную. Со всех сторон набежали врачи, началась операция. У супруги открылось кровотечение, ещё минута, и всё бы было кончено.

Прошло три часа. Вышла врач. Спросила, какая у меня группа крови, сказала, что не могут остановить кровотечение. Я начал молиться, по-моему первый раз в жизни. Вдруг у двери операционной показалась невысокая хрупкая женщина в белом халате. Я решил, уборщица. Она позвонила, ей не открыли. Тогда она начала бить ногой в дверь и ругаться как последний сапожник. Я удивился: почему уборщица вдруг ругается? Та, которую я принял за уборщицу, оказалась профессором Эристави. Кто-то из врачей привез её из дома, она ворвалась в операционную и спасла мою супругу. Кстати, она была из древнего княжеского рода.

В Тбилиси было жарко и рана от операции долго не заживала. Коно посоветовал срочно поменять климат. Мы выехали в Южную Осетию, Джава. Я никогда не встречал настолько доброжелательных и гостеприимных людей! Незнакомые люди угощали нас фруктами, местным видом хачапури — хабижин. В общем, гостеприимство нас чуть не погубило, гостеприимство же нас и выручило. А через несколько лет началась война.

Я не хочу никого обвинять, я просто констатирую, что в командировках в Москве, когда мне хотелось чего-либо добиться, я сознательно усиливал грузинский акцент. А теперь надо бы абхазский?

Продолжим тему гостеприимства. Авраам на третий день после обрезания сидит у входа в шатер и поджидает гостей. Всевышний устроил зной, чтобы никто не выходил на улицу. Дал праведнику время подлечиться, отдохнуть от гостей. Авраам трагически страдает. Возможно, его обуревают сомнения — что, если люди начали избегать его после обрезания? Ведь они с моей супругой «одного поля ягоды»!

Всевышний не способен переносить страдания праведников и посылает к Аврааму своих ангелов. Больно уж важна эта заповедь — баловать гостей! Я помню, дочка раз ждала в гости человека, которого мне было жутко неприятно видеть. Учитель сказал мне: «Ты можешь с ним не встречаться, но ты не имеешь права запрещать человеку проявлять гостеприимство!»

Ангелы появляются именно в тот момент, когда Авраам беседует со Всевышним. И он прерывает контакт и бежит встречать гостей! Почему? Потому, что любой умный царь понимает, что настоящее выражение почета — это не когда ему шаркают ножкой, а когда выполняют его законы.

Однажды я спросил учителя:

— Сколько времени я должен отдавать Торе, книгам и так далее?

— Любое дело, которое ты делаешь, делай на 100% или не делай вообще, — был ответ.

Авраам полностью отдается мицве гостеприимства, вовлекая всё новых участников. Не считаясь со временем и расходами. Но есть вопросы, в которых он не боится обидеть гостя. Полагая, что пришедшие — кочевники-арабы, он требует от них смыть с ног пыль, которой те поклонялись. А также — поблагодарить после трапезы Всевышнего. Если гости откажутся, то гостеприимством Авраама им воспользоваться не придётся. Праведник понимает, что всё, что у него есть, ему дал Всевышний. Любое пренебрежение Им, в частности идолопоклонство, недопустимо.

Тора рассказывает дальше очень странную историю — о гостеприимстве Лота, племянника Авраама. Покинув нашего праотца, гости (ангелы) идут Лоту, живущему в городе Сдом. А в Сдоме гостеприимство приравнивается к государственной измене. Почему? Город богатый и его жители боятся, что вот пустишь одного, другого и они всё сожрут. Логично. И мы видим тому множество примеров. Помните, как в благоустроенном Ливане, «ближневосточной Швейцарии», приютили бедных палестинцев — а что вышло?

Логично, но преступно, потому что «любое собрание не во имя Всевышнего не устоит». Да и современная история подкидывает нам случаи неправоты сдомитян. В какой стране мира есть статус «беженца» — то есть того, кому дома было плохо и его надо поэтому приютить? Правильно, в Америке. Вот страна и, пусть с некоторыми оговорками, процветает. Наверно, если бы принимала гостей ещё больше от души, процветала бы без всяких оговорок.

Но вернёмся в Сдом. Лот, воспитанный Авраамом, даже рискуя жизнью проявляет гостеприимство в отношении ангелов. А те пришли разрушить Сдом. Главное обвинение на небесах: злость и издевательство над прохожими. И теми, кто дал им приют.

И что же? Может быть, это сохранённое Лотом стремление к добру позволило ангелам спасти ему жизнь? Нет. Мидраш говорит, что Лота спасла молитва Авраама. Авраам молился за всех жителей Сдома, но его молитва помогла только Лоту и его дочерям. Неисповедимы пути Г-сподни!

Впрочем, всегда ли они так уж неисповедимы? Говорят мудрецы, что «благословение на пустое место не падает». Вот и здесь молитва гостеприимного праведника Авраама помогла человеку, у которого было сходное свойство — гостеприимство.

Чем же отличается Лот от Авраама? Гостеприимство его сохранилось по традиции, вне системы заповедей. Поэтому оно не связано со Всевышним, и Лот переходит границу допустимого. Он рискует не только своей жизнью, что само по себе преступно, но жизнью всей семьи. В мире истины его бы спросили: «Тебя кто-либо звал? Зачем ты тащил их к себе в дом?» Кроме того, он, пытаясь откупиться от возмущённой его «преступлением» толпы, пренебрегает честью дочерей, что тоже категорически запрещено. «Дорога в ад устлана благими намерениями».

И всё-таки, Лот и две его дочери спасаются! Приглашайте гостей, друзья!


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…