Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как быть хорошим гостем?

Темы: Скромность, Суббота, Уважение, Дерех Эрец, Гостеприимство, Благодарность, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Уважаемый раввины, я приехала учиться в Израиль на год по программе «Маса», часто нас приглашают в гости на Шаббат в религиозные семьи. Скажите, есть ли какие-нибудь специальные правила как себя вести в гостях? Алла.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Алла,

Большое спасибо, что обратились к нам. Действительно, вопрос очень хороший и актуальный для многих, ведь быть хорошим гостем — своего рода искусство. Умение быть гостем предполагает две составляющие: во-первых, общепринятые правила этикета и здравый смысл, с помощью которого можно «предвидеть», как поступать, чтобы не поставить в неловкую ситуацию ни себя, ни хозяев. Понятно, что в этой части специальные знания не нужны. Во-вторых, определенные правила для гостей, которые приводятся в Талмуде, кодексе еврейских законов Шулхан Арухе и других еврейских источниках.

Давайте начнем именно со второй части.

В Талмуде (Псахим 86 б) приводится интересная история: Рав Уна, сын Рава Натана, был в гостях у Рава Нахмана, сына Ицхака. В доме Рава Нахмана не знали о том, что Рав Уна — великий мудрец Торы. Общение между Равом Уной и хозяевами выглядело следующим образом. На вопрос, как его зовут, он ответил: «Рав Уна». Когда ему предложили сесть на кровать — место, отведенное для особых гостей (остальные в это время сидели на скамейках), он сразу согласился. Когда ему принесли бокал для Кидуша, он сразу принял его и выпил перед хозяевами, прервавшись на короткое время посередине.

Поведение Рава Уны вызвало недоумение хозяев. И, поскольку он представился как мудрец Торы (а у мудреца Торы мы учимся, не только слушая его уроки, но и глядя на его поведение), Рава Уну попросили пояснить, почему он так поступал. Давайте остановимся только на той части, которая имеет отношение к нашему вопросу.

Хозяева спросили Рава Уну: «Почему, когда мы предложили тебе сесть на кровать, ты сразу согласился?» Они имели в виду следующее: поскольку кровать была особым местом, на которое усаживали только людей определенного статуса, Раву Уне следовало бы вежливо отказаться от такой чрезмерной чести. На что Рав Уна ответил: «Все, что хозяин просит тебя сделать, — делай!». Иными словами, из ответа Рава Уны ясно, что гость должен относиться к просьбе хозяина так, как будто тот действительно хочет, чтобы просьба была выполнена. Даже если гость сам так не поступил бы. Кроме того, даже если есть сомнение, предлагает хозяин что-либо из вежливости (как видно из вопроса хозяев) или «на самом деле», гость должен следовать принципу: «Все, что хозяин просит тебя сделать, — делай!».

Но из этого правила существует и исключение. Когда гостю точно известно, что хозяин не может позволить себе, например, предложить гостю какое-то дорогое блюдо или вообще не имеет возможности принимать гостей, а делает это только потому, что чувствует себя обязанным, гость может отказаться от предложения. Поскольку нельзя разделять трапезу, которой недостаточно и для самого хозяина.

Некоторые издания Талмуда содержат дополнение к данному предписанию: «Все, что хозяин просит тебя сделать, — делай, если он только не просит тебя уйти!» И хотя не все согласны, что эти слова является частью оригинального талмудического текста, некоторые галахические авторитеты принимают это и по-разному объясняют. В частности, так: гость не обязан выполнять просьбы, которые выходят за рамки приемлемого, как, например, выполнять поручения в городе за пределами дома (Бах, Беур Алаха 170).

Итак, мы узнали первое правило поведения в гостях: «Все, что хозяин просит тебя сделать, — делай!». В чем же заключается смысл этого предписания? Существует два объяснения: во-первых, выполнение просьбы хозяина является своеобразной платой за гостеприимство, во-вторых, выполняя просьбу хозяина, гость оказывает уважение и почет хозяину (Бах, Левуш Орах Хаим 170).

Еще одно правило талмудического этикета: гость, который входит в дом, не должен просить: «Дайте мне поесть!» Но если хозяин поставил перед ним еду, не нужно переспрашивать, можно ли начать есть (Шулхан Арух 170:12, Мишна Брура 170:30).

Гость должен предполагать: все, что хозяева делают, они делают для него. Талмуд (Брахот 58а) говорит, как должен воспринимать ситуацию хороший гость: «Все, что ни сделал хозяин, он сделал для меня! Сколько вкусной еды и питья он приготовил, и все это для меня!» А плохой гость думает: «Все это хозяин приготовил ради меня? Я съел только один кусочек мяса и выпил один бокал вина, а все эти яства, конечно же, хозяин приготовил для себя и своей семьи!»

Теперь, когда мы познакомились с правилами этикета, приведенными в Талмуде, давайте обратимся к пожеланиям, базирующимся на здравом смысле. Здесь нам помогут принципы, о которых шла речь выше, а именно: гость должен чувствовать благодарность хозяину, а также проявлять к нему уважение.

— Обычно время перед наступлением субботы — достаточно напряженное, поэтому приезжать нужно не слишком поздно, чтобы не задержаться в дороге, что, не дай Б-г, может привести к нарушению субботы. Но и не слишком рано, когда хозяева еще не готовы принять гостя. Лучше всего заранее оговорить с хозяином время, удобное для приезда.

— Подготовиться к субботе нужно самостоятельно, поэтому не следует планировать принять душ перед субботой в гостях. Это надо сделать дома, т.к. хозяева могут не подумать об этом и ванная окажется занята.

— Рекомендуется принести какой-нибудь небольшой подарок, например, букет цветов, бутылку вина или пирог. При этом следует позаботиться, чтобы эхшер, соответствовал требованиям к кашруту в доме хозяина.

— Одежда также должна быть соответствующей. Брюки и майки с коротким рукавом у девушек могут поставить хозяев в очень неловкое положение. Хозяину нельзя будет произносить благословения и слова Торы в присутствии девушки, одетой подобным образом. Дети, не привыкшие к такому внешнему виду, могут начать стесняться гостей и будут чувствовать себя неудобно, если сверстники или другие соседи увидят их в таком обществе.

Понятно, что, скорее всего, хозяева не станут делать замечания гостям, чтобы не обидеть, но их радость от субботнего дня и приема гостей может быть омрачена.

Тяжело заранее продумать все ситуации, в которых мы можем оказаться. Но, если гость позитивно настроен, хочет услышать и понять для себя что-то новое и интересное, он должен не только заботиться о своих нуждах, но и пытаться продумать, как себя вести, чтобы не ставить хозяев в неловкое положение. И, как мы сказали выше, здравый смысл здесь будет лучшим советчиком.

Удачно Вам погостить!

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.