Из цикла «Тания», темы: Раби Шнеур-Залман из Ляд, Душа, Каббала, Тания, Еврейские качества, Любовь к Б-гу
Место пребывания животной души, которая у каждого еврея связана с «клипат нога», — в сердце, в левой его полости[1], наполненной кровью, как сказано: «Ибо кровь — это душа»[2]. Потому все страсти — хвастовство, гнев и другие подобные чувства — коренятся в сердце, и отсюда они распространяются по всему телу, а также восходят к мозгу в голове, чтобы о них мыслить, размышлять и чтобы обдумывать их, так же как источник крови — в сердце, а из сердца она расходится по всем членам и поднимается в голову к мозгу. А место пребывания Б-жественной души — мозг в голове человека. Оттуда она распространяется по всем членам тела и в. сердце, в его правой полости, в которой нет крови[3], как сказано: «Сердце мудрого справа»[4], и [проявляется] она в любви к Б-гу, которая, как угли горящие, охватывает сердце разумеющих, понимающих и размышляющих посредством [силы] Даат в своем мозгу о том, что побуждает к любви, и в радости сердца [при осознании] великолепия Б-га и величия безмерности Его, радости, которая возникает, когда глаза мудреца, «которые у него в голове»[5], то есть в мудрости и понимании, местящихся в мозгу, созерцают царственную славу и красоту Его величия, которое непостижимо, бесконечно и безгранично, как объясняется в другом месте. И также все остальные святые мидот сердца имеют своим источником силы разума Хабад, находящиеся в мозгу.
Однако написано: «И будет народ покорен народом»[6]. А тело названо «малый город»[7]. И как два монарха сражаются за один город и каждый хочет его захватить и властвовать в нем, то есть править по своей воле жителями города так, чтобы они подчинялись ему, что бы он ни приказал, так две души — Б-жественная и витальная животная душа со стороны «клипот» — сражаются друг с другом за власть над телом и над всеми его членами. Желание и воля Б-жественной души — быть единственной властительницей и руководительницей тела, чтобы все его члены были послушны и совершенно преданы ей, став ее колесницей и одеянием для ее десяти сил и трех ее одеяний, о которых шла речь выше[8], так что все они смогут облечься в члены тела, и все тело будет полно только ими, и не коснется их ничто чужое, сохрани Б-г. То есть три мозга[9] в голове наполнит Хабад Б-жественной души, а это — Б-жественная мудрость и постижение. И [человек] созерцает непостижимое, безграничное величие Б-га, и от этого в разуме зарождается трепет, и страх Б-жий в сердце его, и любовь к Нему, как пламя, разгорается в его сердце, подобно пылающим углям, ибо душа его жаждет, стремится с великой страстью и желанием принадлежать Эйн Софу, благословен Он, всем сердцем, всей душой и всей своей силой — из глубины правой полости сердца. Она должна быть настолько «вымощена» любовью, полна и переполнена ею, что любовь распространится и на левую полость, дабы подавить «ситра ахра» и элемент дурных вод, присущий ей, то есть влечения, исходящие от «клипат нога», дабы ее изменить и обратить от наслаждений мира к Б-жественной любви. И как написано: «Всем сердцем твоим»[10] — обеими твоими натурами[11] — чтобы человек поднялся, пришел и достиг ступени «великой любви», чувства, гораздо более сильного, чем «любовь, пылающая как горящие угли». Эта любовь названа в Писании «любовью, полной наслаждения»[12], она дает испытать наслаждение Б-гом, подобное [тому, какое будет в] грядущей жизни. Это наслаждение испытывается мозгом мудрости и разумом, который наслаждается постижением Б-га и знанием Его в соответствии с уровнем интеллекта и мудрости человека. Это — элемент воды и «семена» «света посеянного»[13] в святости Б-жественной души, превращающей в добро «воды» животной души, в которой прежде зарождалась жажда наслаждений этого мира. И как сказано в книге «Эц хаим», шаар 50, гл. 3 на основании того, что написано в книге «Зогар», — зло превращается в абсолютное добро, совершенно подобное врожденному, после того как человек снимает с себя нечистые одежды[14] — удовольствия этого мира, в которые он облечен. И все остальные мидот сердца, порождаемые любовью и страхом, будут принадлежать только Б-гу; и сила речи в устах человека, и мысли в его мозгу будут наполнены только одеяниями мысли и речи Б-жественной души, то есть мыслью о Б-ге и Торе, и о том он говорит весь день, так что «уста не прерывают учения»; а сила действия в руках и во всех 248 членах его будет занята только исполнением заповедей, что является третьим одеянием Б-жественной души. Но животная душа человека, связанная со стороной «клипа», желает своего совершенного превращения на благо человеку, чтобы он ее пересилил и одержал над ней победу, как об этом говорится в притче о беспутной женщине, рассказанной в книге «3oгар»[15].
[1] Животная душа, в противоположность Б-жественной, сильнее проявляется не в разумной, а в эмоциональной своей части, поэтому она помещается в сердце.
[2] Дварим, 12:23. В первой главе приводится выражение «ибо душа человека (дословно: плоти) — в крови». Душа, облекаясь в кровь, оживляет тело. Здесь приводится встречный стих: «ибо кровь — это душа». В сердце, в месте скопления «жизни плоти», то есть крови, — средоточие оживляющего начала, души.
[3] Хотя кровь есть и в правой полости сердца (см. Эц хаим, шаар 50, гл. 4; Ликутей Тора, Шир гаширим, 31а), но кровь в правой полости сердца — не основное, ибо с ней не связан здесь хидуш — возникновение нового (ведь кровь притекает из левого желудочка, в который она поступает из тела). Хидуш, который показывает роль правой полости сердца, — воздух (кислород), дающий жизнь телу. (Из письма последнего. Любавичского Ребе, которое приводит И. Корф.)
[4] Когелет, 10:2.
[5] Ср. Когелет, 2:14.
[6] Брейшит, 25:23.
[7] Когелет, 9:14; Недарим, 326.
[8] В гл. 3 и 4.
[9] Физическое соответствие трех сил интеллекта — Хохма, Бина и Даат.
[10] «Люби Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем твоим» (Ваикра, 6:5).
[11] Брахот, 54а. Всем, что в тебе есть, — и добрым, и дурным. Дурным также можно служить Б-гу, сопротивляясь злу.
[12] Шир гаширим, 7:7. Имеются в виду различные ступени осознания и любви. «Крепкая любовь» — ощущение страстное, сильное; более высокая ступень — «любовь, полная наслаждения» — глубокая, спокойная, как гладь великой воды.
[13] «Свет, посеянный для праведника» (Тегилим, 97:11). Свет Всевышнего, который откроется праведникам в грядущем мире (ничем не заслоненное познание Б-га) и который до того времени скрыто «засеян» в мире, как семя в земле. Просили ангелы Всевышнего дать им Тору такую, какая она «наверху», в ее духовной форме. Но она не была им дана. Она спустилась и облеклась в детали материальной жизни — и это «посеянный свет».
[14] Из книги пророка Зхарьи (3:3): «А Йегошуа был одет в нечистые одежды и стоял перед ангелом».
[15] Часть 2, стр. 163а. В притче рассказывается о короле, который, желая испытать своего сына, поручил это беспутнице, и, исполняя приказ короля, она все же искренне желала, чтобы будущий наследник престола выдержал испытание.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.