Темы: Песах, Чудеса, Маца, Исход из Египта
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Очень благодарен всем, кто участвует в ответах на вопросы, порой, может, и глуповатые, но для меня очень важны ваши ответы (советы). Пусть благословит вас Г-сподь.
Вот вопрос: маца должна быть готова за 18 минут, но ведь народ, вышедший из Египта, вынес тесто и из него сделала мацу. По времени это больше восемнадцати минут. «34 И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их. 39 И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу» (Исх.12:34; 39).
Здравствуйте!
Вы задаете очень верный вопрос. Комментатор, который рассматривает его, — Ор а-Хаим а-Кадош. Он объясняет: хотя с момента замешивания до выпечки тесто уже должно было бы закваситься и стать «хамцом» (ведь путь от Рамсеса до Суккота занимает более восемнадцати минут), этого не произошло, т. к. евреи все время его месили. А все время, пока тесто месят, — оно не заквашивается.
Это объяснение помогает Ор а-Хаим ответить еще на один вопрос, который задают комментаторы: почему евреи несли тесто на себе, а не везли на телегах или на ослах, как сказано (Шмот 12:39): «И нес народ свое тесто до того, как оно заквасилось… на своих плечах». По Ор а-Хаиму это можно объяснить так: они не могли положить тесто в телеги, поскольку там оно бы заквасилось, поэтому несли его на себе, чтобы можно было месить по дороге.
Но Рамбан (комментарий к стиху 12:39) отвечает на этот вопрос немного иначе. Согласно Рамбану, исход был столь стремительным, что с момента замешивания теста до выпечки мацы не успело пройти и восемнадцати минут. То есть, евреи замесили тесто еще в Египте, а меньше чем через восемнадцать минут пекли его уже за пределами Египта.
При этом Рамбан допускает, что его могли печь уже в Суккоте, хотя расстояние между Рамсесом и Суккотом составляет примерно 120 километров (см. Раши к стиху 37). Другими словами, такое скорое прибытие в Суккот, что даже тесто не успело закваситься, было еще одним открытым чудом в череде чудес, сопровождавших евреев при исходе из Египта.
С уважением, Моше Сытин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Маца — напоминание всем последующим поколениям о том, что наши отцы в полноте и чистоте своей веры приняли обещание Всевышнего дать им свободу
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Что такое хамец? Что именно запрещено в Песах?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Хаим Суницкий
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
«И расскажи своему сыну» об Исходе за праздничным Седером
Мирьям Климовская
Как правило, за нашими праведниками и мудрецами всех поколений замечали, что даже в преклонном возрасте они были деятельны и даже стремительны, когда дело касалось исполнения воли Творца
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону