Темы: Иштадлут, Мидраш, Исход из Египта
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНесколько раз на разных сайтах встречала такой абзац: «В Торе сказано: “И пошли сыны Израиля среди моря по суше” (Шмот 14, 22). Если они шли среди моря — то почему Тора говорит “по суше”? А если по суше — то почему Тора говорит “среди моря”? Чтобы мы знали, что море расступилось перед евреями только после того, как они погрузились в него до кончика носа».
Пыталась сама найти объяснение, где и кто написал, что именно до кончика носа и, главное, почему именно до кончика носа, и не нашла. Помогите, пожалуйста. Спасибо. Хая
Уважаемая Хая!
Вопрос, который Вы задаете, задает и Мидраш Рабба, комментируя этот стих (Шмот 14, 22). Если «среди моря», то как понимать слова «по суше»? А если «по суше», то как понимать слова «среди моря»?
Мидраш отвечает: евреи вошли в море и шли в воде, пока она не дошла до носа. Только тогда море расступилось перед ними. Из других источников ясно, что не все евреи вошли в море, а только самые самоотверженные и преданные. По одному из мнений, первым был Нахшон бен-Аминадав, глава колена Йеуды. Так мидраш объясняет, почему они вошли «среди моря», а затем шли «по суше».
И Вы задаете очень верный вопрос: а где написано, что они шли, пока вода не дошла именно до носа? А, может быть, до пояса или до плеч? Мне кажется, что тут мидраш так понимает путь Б-га в руководстве миром: человек обязан сделать всё, что в его возможностях, и тогда, когда он исчерпал свои возможности, приходит помощь от Б-га. Войти в воду до пояса может любой, до плеч — многие. А где максимум? Мидраш говорит о максимальном человеческом усилии: максимум того, что человек может сделать, это войти до носа. Конечно, для поддержания жизни необходимо дышать. Но кто сказал, что надо дышать ртом? Можно дышать и носом.
Эти герои сделали максимальное усилие, и только тогда Б-г рассек перед ними море.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Натан Агрес
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?
Гади Поллак
Рав Ицхак Зеев Соловейчик
Рав из Бриска родился в 1886 г. и скончался в 1959 г. Несмотря на то, что его письмо было составлено в начале прошлого века, оно не потеряло своей актуальности.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
«И расскажи своему сыну» об Исходе за праздничным Седером
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону