Темы: Красная корова, Йехезкель, Конец времен, Танах, Машиах, Пророчество, Стена Плача
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав, как Вы относитесь к информации о трех свершившихся пророчествах о конце света? И где в Торе эти пророчества даны? Спасибо.
Вот информация: «В начале ноября 2018 года паломники наблюдали, как из Стены Плача в Иерусалиме выползла змея, напугав сидящего рядом голубя. Верующие посчитали это событие предвестием конца света. “Пока голубь чувствует себя в безопасности среди древних камней, евреям ничего не угрожает. Если же он покидает Храмовую гору, жди беды” — говорится в Торе (священной книге иудаистов). Верующие отмечают, что это событие стало третьим пророчеством о конце света, воплотившемся в этом году. В октябре израильский фотограф заметил живую рыбу в Мёртвом море. Возвращение рыбы в море, где в принципе невозможна жизнь, также является предсказанием пророка Иезекииля. А ранее — в сентябре родился телёнок красного цвета, о котором упоминалось в Торе. Красная корова у евреев также является знамением о “конце времён”». Кирилл
Здравствуйте, Кирилл!
Боюсь Вас разочаровать: о трех «свершившихся пророчествах» я до получения Вашего письма не знал ничего. А узнав, отношусь к этой информации, мягко говоря, скептически… Ваш вопрос справедлив: где в Торе эти пророчества даны? О рыбах в Мертвом море еще можно что-то прочитать в книге пророка Йехезкеля (см. Йехезкель 47, о рыбах — стих 9), но пророчество о том, что рождение рыжей коровы непременно означает скорый «конец времен», неизвестно. Тем более — пророчество о том, что голубь не будет чувствовать себя в безопасности на «древних камнях». Спугнула один раз змея голубя (впервые за 2000 лет?) — всё, исполнилось Великое Пророчество и грядет Конец Света? Написали об этом лишь некоторые газетчики, не шибко разбирающиеся в священных текстах, но любящие раздувать сенсации, в серьезных же источниках ничего определенного по этому поводу найти нельзя.
Зато можно найти слова Рамбама (Законы о царях 12:2): чтобы получить представление о будущем, можно только толковать отдельные высказывания пророков, которые обычно поддаются разным интерпретациям. Но определить с точностью, что и как произойдет, невозможно, и не стоит слишком этим увлекаться. Основная суть нашей религии состоит не в этом, а в соблюдении заповедей Торы и стремлении правильно поступать в нашей нынешней жизни, а что будет потом — даст Б-г, поживем, увидим.
Поэтому даже пророчество о рыбах в Мертвом море, которое можно прочитать в книге Йехезкеля, на самом деле нам мало здесь помогает — кто сказал, что оно означает именно это: некий журналист в 5779/2018 году заметит в таком-то месте рыбу? И где указано, сколько дней или лет спустя наступит «конец света»?
Да и в целом «конец света» — это не совсем еврейское понятие. Евреи ждут прихода Машиаха, который ознаменует не какой-то ужасный конец света, а напротив, начало новой прекрасной эпохи, хотя до этого и могут произойти грозные события.
Так или иначе, конкретные события этого будущего не случайно от нас скрыты — ведь стоит обращать внимание не только на различные пророчества, истинные и не очень, но и на отсутствие конкретных данных о сроках и сути будущих событий, как времен Машиаха, так и других. Б-г поместил нас в этот мир не для того, чтобы мы предавались подобным спекуляциям, а для того, чтобы налаживали жизнь в том мире, где находимся сейчас, и в нем изучали Тору, соблюдали заповеди, совершенствовали свой характер, старались быть достойными людьми. С этой точки зрения знание о том, что грядет какой-то катаклизм, «конец света» или даже позитивное переформатирование мира в нечто совсем иное, вовсе не пойдет человеку на пользу: ведь зачем что-то налаживать и строить сегодня, если нет уверенности в том, что все это останется в сохранности завтра?
Поэтому в целом Б-г дает человеку чувство, что мир, какой он есть сейчас, стабилен. Что мы можем что-то делать и строить в жизни, а также рожать и растить детей с определенной, здоровой долей уверенности в завтрашнем дне.
Но в то же время мы верим, что в конечном итоге придет Машиах, ибо жизнь все-таки неидеальна, особенно жизнь евреев в целом как народа, и в принципе возможно кардинальное улучшение: устранение угрозы со стороны врагов, раздоров внутри самого народа, восстановление более высокого уровня духовности и мудрости в Торе. В этом плане наша вера в приход Машиаха представляет собой свет в конце тоннеля: это будет; есть, на что надеяться и к чему стремиться. Каким бы отчаянным ни представлялось положение в плане перечисленных проблем, это не тупик, Машиах придет, это может произойти в любую минуту. Но когда именно и как все будет — не знаем. И пока что продолжаем заниматься своей миссией — жизнью в этом мире, соблюдением заповедей и совершенствованием своего характера.
С уважением, Меир Мучник
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Журнал «Мишпаха»
Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.
Рав Рафаэль Айзенберг
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография величайшего пророка, который противостоял поносившим его евреям
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В году есть четыре субботы, в которые выносятся и раскрываются два свитка Торы и по ним читаются две различные главы, хотя они и не выпадают ни на один из праздников, Пурим или Хануку. Если одна из них выпадает на Рош Ходеш, в этот день читают три главы по трем свиткам!
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Журнал «Мир Торы»
Йонатан Бен Узиэль не смог завершить свой труд и оставить нам свой перевод Ктувим. Почему? Потому что часть его сочинений не может стать всеобщим достоянием. Ведь они содержат книгу Даниэля, пророческие видения которого раскрывают время наступления и протекание мессианских времён. Значит бат коль (глас небес), как говорит нам Талмуд, сообщил Йонатану: « Дайеха! Остановись!»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Бенцион Зильбер
Как царь может быть херувимом?
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону