Темы: Эмоции, Цель творения, Женщина, Чувства и разум, Добро и Зло, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые раввины! Уверена, что вы владеете знаниями, доступными далеко не каждому. Мы, женщины, часто переживаем за своих близких. Скажите, имеют ли смысл наши переживания? Стоит ли переживать? N.
Здравствуйте, N.!
Все человеческие качества созданы Б-гом не просто так, а с определенной целью. И способность переживать за других людей — одно из этих качеств. Наше дело — использовать каждое качество во благо, при этом следя, чтобы оно не ушло в крайность, это было бы уже не во благо.
Переживают за тех, кого любят. Ведь переживают потому, что желают кому-то добра, а жизнь неидеальна и добро не гарантировано, всякое может случиться. Поэтому, если нам небезразлична судьба того или иного человека, мы естественным образом за него переживаем.
Причин переживать не было бы лишь в том случае, если бы мир был идеальным и людям ничего не угрожало. И можно спросить: почему Б-г действительно не сделал мир таким? Почему в нем столько зла, страданий, несчастий, несправедливости? Почему Б-г заставляет нас так волноваться?
Если задумаемся, увидим: вся человеческая деятельность направлена на борьбу с каким-то злом, на устранение каких-то проблем и несовершенств. На спасение тех, кто находится в опасности, на помощь тем, кто в ней нуждается. Солдаты, полицейские и врачи спасают людей от врагов, преступников и болезней, строители спасают от бездомности, учителя — от необразованности и, в конечном счете — от безработицы и нищеты. Если бы мир был идеальным, все эти профессии стали бы ненужными — и людям стало бы нечего делать. Нет проблем, нет забот — но нет и дела. И — смысла жизни.
Ибо человек создан для того, чтобы совершенствовать мир. А это значит — стремиться к какому-то благу, которого ЕЩЕ НЕТ. Человек ощущает нехватку чего-либо жизненно важного, зло, угрозу. Затем — чувство, что это неправильно, несправедливо, возмутительно, ужасно! Отсюда — жгучее желание изменить ситуацию. И раздумья, что и как надо изменить. Почему существует это зло или несовершенство, как его преодолеть? Какова природа угрозы, что может от нее спасти? А затем — действие. Именно прохождение этой цепочки составляет жизнь человека.
Если же все было бы идеальным, нечего было бы делать — и не о чем задумываться — и нечего чувствовать. В таком состоянии человек был бы, по сути, мертвым. Живой же человек — на то и живой, чтобы чувствовать, переживать, думать и делать.
Более того, реально добро существует только в той мере, в какой оно борется со злом. Добрый человек — это тот, кто творит добро, а это значит: либо спасает кого-то от зла, либо восполняет какой-то недостаток. Получается, что добра быть не может, если нет угрозы, что кому-то будет причинено зло. И мотивирует доброго человека именно беспокойство по этому поводу. Он спешит на помощь потому, что волнуется за кого-то.
Таким образом, переживание за ближнего — это неотъемлемая составляющая жизни доброго человека. Если бы не было переживаний, не было бы мотивации помочь и человек не становился бы добрым и хорошим.
Иными словами, этот мир был создан не для того, чтобы жизнь была хорошей, а чтобы люди были хорошими. Парадоксально, но если бы наша жизнь была безмятежной, у нас не было бы возможности стать хорошими людьми. Эту возможность нам дают именно те опасности, то зло, которое заставляет нас переживать.
Правы Вы и в том, что женщины переживают сравнительно больше. Ибо Б-г дал людям разные роли. Помогать людям можно по-всякому. У полицейских и врачей совершенно разные характеры и роли, но и те, и другие спасают людей. Вот и прохождение разных этапов вышеупомянутой цепочки — чувство-мысль-действие — часто осуществляется разными людьми. Один лучше думает и планирует, другой более эффективно действует. А кто-то — глубже переживает. В совокупности все вместе мы составляем человеческое общество, которое глубоко переживает, глубоко мыслит и совершает великие дела.
Без женской составляющей в мире было бы меньше переживаний и меньше добра и любви — и этот мир был бы несбалансированным. Слишком сильные переживания могут превратиться в нервозность и истеричность. Но и дефицит переживаний ведет к слишком большому холоду и безразличию, которые могут превратиться в жестокость и зло. Миру нужна здоровая доза женских переживаний, тепла и любви.
И пока она остается здоровой, женщин можно только поблагодарить за этот ценный вклад в совершенствование человеческого общества. Спасибо, женщины, за ваши переживания и за вашу любовь и заботу, за ваше добро. Что бы мы без вас делали!
И Б-г вас, конечно, наградит за каждую «крупицу» переживаний, как награждает Он любого человека за каждую мысль и каждое действие, направленное на совершенствование Его мира. И да хранит Он всех тех, за кого Вы переживаете, и кого так по-человечески любите!
С уважением, Меир Мучник
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Журнал «Мир Торы»
В первой главе Торы говорится, что Вс-вышний сотворил человека, и это творение было и мужчина, и женщина. Одно тело, которое имеет два лица.
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Мирьям Климовская
Почему мужчина благословляет Всевышнего за то, что Он не создал его женщиной?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Зеев Урман
Уму или чувству?
Рав Реувен Пятигорский
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону