Темы: Грех, Ишмаэль, Яаков, Радость, Эсав, Искусство, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Я долго анализировала вопрос, что из искусства допустимо к употреблению в нашей семье. В результате размышления пришла к выводу, что большинство произведений классического и современного искусства являются пропагандой мерзости напрямую или косвенно, а большинство деятелей искусства — люди порочные, далёкие от того, чтобы быть ролевой моделью.
И поскольку произведения их проникают в душу, формируют личность, то лучше этих произведений избегать. Мой вопрос в связи с изложенным таков: почему среди деятелей искусства, да и среди мировых гениев в целом, так много грязных, низких людей? Если взять, например, стандартную школьную хрестоматию, то едва ли хоть один автор в ней не попадёт в число алкоголиков, наркоманов, дуэлянтов, прелюбодеев, лгунов и иже с ними.
Почему Б-г даёт проявиться таланту, в основном, в таких людях, почему именно им доводится активно влиять на человечество? Или это мы, человечество, выбираем себе таких «героев»? Что говорит об этом Тора? Какую роль это играет в исправлении человечества? Спасибо. Дарья
Здравствуйте, Дарья!
Скорее всего, верным является Ваше предположение, что это мы, человечество, выбираем себе таких «героев».
Ведь то, что главной темой большинства сюжетов в искусстве является «любовь» в придачу с убийствами, местью и т. д., — это результат не столько личных вкусов авторов, сколько вкусов читателей и зрителей. Авторы писали то, что писали, поскольку так они (справедливо) рассчитывали заработать деньги и завоевать популярность у своей целевой аудитории.
Подобная мысль была высказана многими и по поводу гибели принцессы Дианы: виноваты не только журналисты, ее преследовавшие, но и все общество: ведь журналисты так стремились писать об этом потому, что знали: потребители их продукции хотят об этом читать, на этом можно заработать. (А если отдельный журналист — или писатель, или композитор — не станет писать о подобных материях, напишут конкуренты и быстро выдавят его из бизнеса).
И сами авторы в этом обществе не считались порочными потому, что сами пороки в нем не считались особым злом — и уж «гениям» они точно прощались. И гении действительно необязательно были особенно выдающимися носителями всех этих пороков — скорее, наиболее известными. Ведь понятно, что, например, Пушкин и Лермонтов не были единственными дуэлянтами в своем обществе. Просто, поскольку они так знамениты, о них говорят и обсуждают все аспекты их жизни, выгребая заодно всю грязь. И Вы тоже поэтому знакомы с историей их жизни. Но они были всего лишь продуктами общества, в котором этой грязью были запачканы все, и у них это даже грязью не всегда считалось.
Пушкин и Лермонтов — еще что; их участие в дуэли не воспринимается как зло, только как горе, потому что их жизни в результате оборвались. Но когда речь идет, например, о мушкетерах, дуэль представлена и воспринимается всеми как чистая доблесть и крутизна. Повздорили о чем-то с какими-то англичанами или с французскими же гвардейцами кардинала — «плохими парнями» по сюжету, и быстренько укокошили их на дуэли — ух, бравы ребятушки! Уноси готовенького!
Вот и реальные Пушкин, Лермонтов и прочие классики того времени жили в обществе, где было принято радоваться, в основном, «красавице и кубку, счастливому клинку». Да и актеры более близкого нам по времени советского фильма при съемках радовались тому же, разве что клинок заменяли на не столь смертоносный мордобой и матерщину.
Так что вопрос здесь не столько к людям искусства лично, сколько ко всему обществу, в котором они жили. Ну, и к самим себе: хотим ли мы в таком обществе жить?
Хороший вопрос…
Впрочем, возможно также, что знаменитости действительно были подвержены этим порокам больше, чем обычные люди.
Во-первых, если человек добился успеха и признания, то у него немного кружится голова и появляется чувство, что ему дозволено больше, чем другим… (В этом плане, опять же, знаменитые деятели искусства не сильно отличаются от других успешных и знаменитых людей, например, политиков). У успеха и известности есть обратная сторона: человеку больше надоедают — и критики, и поклонники. Результат — больше стресса, а в обществе, свободном от религиозных обязательств, общепринятые отдушины — алкоголь и наркотики.
А во-вторых, потому, что в целом у деятелей искусства было больше энергии и страсти. Ведь творчество — вещь трудная, поди напиши поэму, как Пушкин, или симфонию, как Бетховен! Да, они «владели профессией», но ведь не каждый литератор или музыкант так напишет. И один талант здесь тоже не поможет, это огромный труд, тут нужна усидчивость — или одержимость и избыточная энергия. Люди, писавшие патетические («страстные») сонаты и патетические симфонии, сами были страстными. А энергия, страсть и одержимость, когда они есть, ведь могут использоваться по-разному, направляться в разные русла. И если это дело не контролировать…
Я слышал интересное толкование известного стиха (Коэлет 7:20), которое может помочь прояснить этот вопрос: «Нет человека праведного на свете, который сделает [только] благо и не согрешит». Почему добавлены слова «и не согрешит»? Ведь если речь о праведнике, который делает только благо, понятно, что он не согрешит.
Ответ таков: чтобы быть праведником, который делает благо — выполняет предписывающие заповеди — нужно проявлять трудолюбие и энергию, преодолевать лень. Но, когда есть энергия и активность, появляется соблазн использовать их и греховным образом — нарушать запрещающие заповеди. Как раз легче уберечься от греха, когда человек ленив и пассивен. Да и больший размах деятельности означает также больше соприкосновений — и столкновений — с окружающими, больше ссор и скандалов, со всеми вытекающими. В этом смысл стиха: трудно одновременно делать все правильно и избегать греха. Трудно найти правильный баланс: быть достаточно активным и энергичным, чтобы делать благо, но при этом контролировать энергию и активность, чтобы не совершать греха и не причинять боли другим.
И евреям, от которых этого требует Традиция, трудно находить такой баланс, а уж остальные народы, которым это не предписано, тем более, здесь не преуспели. Ведь они происходят от Эйсава и Ишмаэля, отошедших от изначальной еврейской «средней линии» именно потому, что не сумели полностью уравновесить свой характер. В результате они положили начало не центральному «стволу» древа человечества, а его ветвям, Западу и Востоку.
Каждый из них пришел к той степени равновесия, к которой «стихийно» мог, и они получают от своего искусства то вдохновение, которое могут получить. Только Яаков, последний из трех еврейских праотцев, преуспел в достижении равновесия, и с тех пор его потомки, еврейский народ, «держатся» посередине, не отклоняясь слишком ни к Западу, ни к Востоку.
Но и нам это трудно, особенно в изгнании, когда мы сами разбились на разные ветви-общины, изгнанные каждая в свою страну, на Западе или на Востоке. И наша задача — именно что находить правильный баланс. Ценить и перенимать достоинства народов, среди которых мы были рассеяны, — западное трудолюбие, восточное гостеприимство и т. д., — но не их недостатки. В таких произведениях, как «Патетическая соната» Бетховена или 6-ая («Патетическая») симфония Чайковского, можно найти отражение наших «положительных» страстей и вдохновиться этой музыкой. Но в их авторах и в том, что они делали со своими собственными страстями, лучше действительно примеры для подражания не искать.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2023: праздник начинается 15 сентября с заходом солнца и длится два дня
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Меир Мучник
В частности, к творцам, которые создают свои собственные миры?
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону