Темы: Алаха, Долг, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом у-враха. Вопрос о том, с какого момента можно пользоваться покупкой в магазине. Например, если положил воду или сок в тележку, но еще не заплатил, а ребенок просит, то можно ли дать? Или болит голова, можно-ли выпить лекарство до того, как заплатил? Или же товар твой только после оплаты? Тода раба.
Здравствуйте!
По Галахе для того, чтобы предмет перестал быть собственностью одного человека и стал собственностью другого, необходимо выполнение двух условий:
Киньян — это действие, с момента которого сделка вступает в силу. В момент киньяна имущество переходит в полное владение покупателя, даже если он еще не расплатился за купленную вещь. Оплата покупки не влияет на приобретение имущества, и, если стороны на это согласны, вопрос с оплатой решается отдельно — до или после киньяна, в зависимости от договоренности сторон. (Это можно сравнить с подписанием договора о заключении сделки: с момента подписания сделка вступает в силу, однако вопрос оплаты решается отдельно: до, после или во время составления документа).
В Галахе существует несколько видов киньянов, которые действуют по умолчанию, т.е. все время, пока стороны не приняли решение о другом виде приобретения:
Вернемся к нашему вопросу. Первое условие, которое должно соблюдаться для того, чтобы киньян зафиксировал сделку, это — согласие сторон, в обсуждаемом случае — магазина и покупателя. В Израиле, пока стороны не договорились иначе, можно считать, что дирекция магазина не против, чтобы покупатели использовали продукты еще до оплаты в кассе, т.к. в Израиле велико доверие к добросовестности покупателя. (Об этом можно судить по минимальному надзору за товаром, выставленным у входа в магазин, а также по практически полному отсутствию слежения за покупателями в залах самообслуживания).
Второе условие — киньян выполняется покупателем еще в зале самообслуживания, когда покупатель берет товар с целью приобретения. Здесь совершается киньян «агбаа» — поднятие покупки. Стоимость товара становиться долгом, который покупатель погашает во время оплаты в кассе.
В России и в тех странах, где магазины строго следят за покупателями и не полагаются на их честность, использовать товар до оплаты в кассе — запрещено, пока стороны не договорятся об обратном. В любом сомнительном случае можно подойти к заведующему магазина и узнать его мнение по этому вопросу.
С уважением, Моше Сытин
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Хана Лернер
Как сделать, чтобы инициатива хоть частично перешла в его руки?
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Моше Сытин
Ведь так мы изменяем тот свой образ, который сотворил Б-г?
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ашер Кушнир
Чтобы сказать мне, что написано в Кицур Шулхан Арухе, раввина не надо...
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Яков Шуб
Должна ли женщина делать просбуль?
Рав Яков Шуб
Что делать, если покойный задолжал людям деньги?
Рав Яков Шуб
Давать деньги взаймы — обязанность?!
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону