Темы: Мудрость, Дерех Эрец, Рав Бенцион Зильбер, Этика, Сердце
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, ув. рав. Я запуталась с пониманием фразы «дерех эрец кадма ле-Тора», которую обычно сопровождают объяснением, что человек должен быть «мусари» (т.е. нравственным человеком) и только тогда Тора будет для него «сам хаим» («эликсиром бессмертия»), а не «сам мавет» («эликсиром смерти»). Или что, если нет дерех эрец, а только строгое исполнение заповедей, то человек может стать «наваль бе-ршут а-Тора» («подлецом с позволения Торы»). Все эти объяснения, сопровождаемые множеством примеров, мне вполне понятны.
Непонятно только, что значит человек «мусари» (нравственный, имеющий мораль), какая мораль имеется в виду, если она у всех разная? Вот сейчас в нашем обществе принято при встрече пожимать руку или даже целоваться — и неважно, с мужчиной или женщиной, — и не приветствовать так считается невежливо, неуважительно. Или нужно с симпатией относиться к геям, а тот, кто этого не делает, аморален. Я уже не говорю о таких крайних случаях, как, скажем, проявление гостеприимства у некоторых народов, которое выражается в том, чтоб предоставить гостю не только еду, но и жену свою. Все эти примеры — это примеры морали разных обществ и народов, но нам они запрещены Торой, и нашу мораль и поведение регулирует Тора. Так как же при этом можно сказать, что «дерех эрец кадма ле-Тора», если Тора указывает нам рамки нашей дерех эрец? Выходит, что Тора кадма ле-дерех эрец? Помогите, пожалуйста. Заранее благодарю. Орит
Уважаемая Орит!
Ваш вопрос очень интересный и важный. Рав Нисим Гаон в предисловии к своему комментарию к Талмуду пишет, что есть правила, которые зависят от понимания сердца, и понимание сердца обязывает человека эти правила выполнять. Другими словами, есть какие-то основы правил поведения и отношений между людьми, которые Б-г заложил в сердце каждого человека изначально. Например, чувство благодарности к тому, кто сделал тебе добро. Ощущение недопустимости грабежа, нарушения права собственности. Ощущение, что жена другого человека запрещена тебе. И многие другие внутренние ощущения такого рода.
То, что есть народы, которые ведут себя иначе, не говорит против этого, это только исключение, ведь мы сами видим, что у большинства народов это не принято и считается аморальным.
Современное общество в своем подходе к отношениям между мужчинами и женщинами и поведению женщины, к сожалению, вышло за рамки естественного. А естественно было всегда известно, что есть границы отношений между мужчинами и женщинам, за которые не выходят.
То, что «дэрех-эрец кадма лэ-Тора», — написано о естественных рамках дэрех-эрец.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»
Рабби Исраэль Салантер разработал морально-этическое учение, которое помогло восточноевропейскому еврейству преодолеть трудности. Сферой концентрации мусара стали прославленные ешивы Литвы.
Рав Элияу Тавгер
Рав Эльяким Залкинд
Почему необходимо изучать Талмуд? Ведь без чужих мнений сердце более открыто Создателю?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Бенцион Зильбер
Рав Арье (Лев) Кацин
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Этические законы аналогичны Божьему закону, по которому сотворен мир. Единственная разница между ними заключается в том, что этические правила нужны только людям, а законы природы объемлют всю вселенную.
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону