Темы: Молитва Амида, Одежда, Кипа, Еврейская молитва, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, дорогой Раввин. Скажите, насколько важна форма одежды во время молитвы и чтения Торы? Насколько Творец обращает на это внимание? Дело в том, что я живу в тропической стране и мы здесь одеваемся очень легко. Давно чувствую себя виноватым по этому поводу, но не уверен, что я не сам себе это навязал. Большое вам спасибо. Благословений. Р.
Здравствуйте!
Насколько важна форма одежды во время молитвы и чтения Торы?
В законах молитвы существует несколько уровней требований к одежде молящегося — в зависимости от обычаев места и времени. Есть минимальные требования, которые не меняются никогда. Если они не выполняются, нельзя приступать к молитве, даже если из-за этого человек пропустит молитву вообще. Этот минимум: на молящемся должна быть одежда, покрывающая верхнюю часть тела, это может быть, например, майка — даже без рукавов; одежда, покрывающая пах, например, трусы или шорты, и головное покрытие — кипа (Шулхан Арух 53:13, 91:1). Без этого минимума одежды нельзя читать Шмонэ Эсрэ, даже если нет другой одежды и из-за этого придется пропустить молитву (Беур Галаха 91). (Правда, отсутствие кипы можно «исправить», прикрыв голову рукавом — Мишна Брура 91:9). Но в таком «минималистском» наряде можно молиться только в самых крайних случаях, когда нет никакой другой возможности.
Однако изначально человек должен выглядеть во время молитвы так, как будто он собирается на встречу с высокопоставленным и уважаемым человеком. Тут многое зависит от того, что принято там, где человек живет. Если там, где он живет, не принято идти на встречу с уважаемым человеку в шортах и сандалиях на босу ногу, то и молиться в таком виде не стоит. Если же там так одеваются и так ходят на встречу с облеченными властью людьми, то и молиться в таком виде не возбраняется (Мишна Брура 91:13).
По той же причине не следует молиться в домашнем халате или пижаме, даже если тело полностью закрыто: ведь в такой одежде не ходят на важные встречи (Мишна Брура 91:11). Это же относится к домашним тапочкам и рабочей одежде (Ишей Исраэль 10:5-6). Также не стоит молиться босиком.
Требования к одежде во время молитвы призваны усилить у нас ощущение значимости молитвы и помочь осознать, что во время чтения Шмоне Эсрэ мы стоим перед Царем царей — и вести себя нужно подобающим образом. Поэтому у некоторых людей, трепетно исполняющих законы, есть специальная одежда — только для молитвы.
Но, как было сказано, эти требования являются только изначальными, т.е. они актуальны, когда есть возможность сменить одежду и подготовиться к молитве. Но в сложной ситуации, когда переодеться не получается, приходится читать Шмонэ Эсрэ в том виде, в каком есть, если соблюдены минимальные требования. Больной может молиться в халате или пижаме, если ему сложно переодеться (Тфила кэ-Ильхата гл. 7, прим. 78).
Все сказанное относится к чтению Шмонэ Эсрэ, поскольку, читая Шмонэ Эсрэ, мы стоим перед Творцом. Но для произнесения благословений перед чтением «Шма» или после него, или благословений на изучение Торы достаточно, если будет прикрыто только туловище и часть ног (Шулхан Арух 74:6). В сложной ситуации можно произносить благословение только в трусах, даже без майки. Поэтому на пляже или в бассейне, если сложно прикрыться халатом или полотенцем, можно произнести благословение и в плавках.
С уважением, Моше Сытин
Читайте: обзор темы Основная еврейская молитва — Амида (Шмона Эсрэ)
Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»
Предлагаем вашему вниманию основную часть утренней молитвы, которая носит название «Амида» или «18 благословений» Эту молитву произносят шепотом, стоя, отсюда и ее первое название (на иврите глагол «лаамод» означает «стоять»).
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Ашер Кушнир
Нужно ли сразу поменять одежду и ходить в кипе?
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Реувен Куклин
Тут моя бабушка спрашивает…
Рав Давид Штайнойз
Рав Реувен Пятигорский
Извиняюсь за наивный вопрос, но зачем еврею нужно носить головной убор — шляпу или кипу?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Время молитвы «Шмонэ Эсрэ»
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Гади Поллак
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону