Темы: Еврей, Египет, Авраам, Значение слов в Торе, Рав Яков Гельфман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Читая Тору, никак не могу понять. Слово «иврим» встречается впервые во время истории с Йосефом, когда тот говорит, что «я из страны Иврим». При этом позже, когда египтяне накрывают стол для братьев Йосефа «отдельно», то снова звучит слово «иврим» и то, что для египтян мерзость — есть с ними за одним столом. Вот я и не пойму… если иврим — это жители Ханаана, то возникает вопрос: в книге Шмот Б-г посылает Моше и Аарона со словами «так сказал Б-г, Б-г а-Иврим…» Если же слово «иврим» обозначает 70 человек, которые впоследствии спустились в Египет, то тогда это тоже странно… их же мало, и вряд ли о них были так наслышаны египтяне. С уважением, Евгений
Дорогой Евгений!
На Ваш вопрос отвечает Рамбан в своем комментарии к Торе (кстати сейчас есть и на русском языке).
Евреи называются «иврим» потому, что так Тора называет их родоначальника Авраама в главе Лех Леха (14:13). Простое значение этого слова — «пришедший с той стороны, с того берега» («берег» или «сторона» на святом языке — «эвер»). И Авраам был назван так потому, что пришел в Землю Израиля из Междуречья, то есть с другого (по отношению к Эрец-Исраэль) берега реки Евфрат. Переселенцев часто называют именем местности, откуда они родом, например, Петербуржский, Варшавский и т.д. То есть Авраам — это было имя, а Иври — фамилия. По мнению Сфорно эта фамилия была образована от имени предка Авраама — Эвера, великого праведника, поскольку Авраам был достоин носить его имя. Таковы многие фамилии, образованные от имени главы семьи, например, Абрамович, Ицхаков и т.д. По мнению мудрецов, этноним «евреи», «иврим» упоминается в Торе, открывающей сущность вещей, чтобы указать нам на особую черту, свойственную Аврааму и нам — его потомкам: «Весь мир по одну сторону, а Авраам — по другую». Стойкость, умение не поддаваться чуждым влияниям, а упорно придерживаться истины — то качество, которое, в идеале, присуще евреям. И именно это качество сделало Авраама «князем Б-жьим» среди кнаанейцев.
Страна, земля «иврим» согласно объяснению Рамбана — это или долина Хеврона, где проживали потомки Авраама, или вся Страна, названная так по имени евреев, живших в ней. Они были малочисленны, но слава этой семьи, провозглашавшей Единство Б-га и отрицавшей идолопоклонство, вышла далеко за ее пределы (что не изменилось и сегодня, когда за делами евреев пристально следят даже далекие страны, казалось бы, совершенно не связанные с ними). К этому можно, наверное, добавить и то, что у них было, по всей видимости, много сподвижников и почитателей и среди местного населения, не говоря уже о многочисленных домочадцах (рабах и рабынях).
С уважением, Яаков Гельфман
Рав Ашер Кушнир
Чем евреи отличаются от других национальностей.
Рав Натан Агрес
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Яков Гельфман
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Куклин
Откуда оно произошло, и что оно означает?
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Ефим Свирский
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону