Темы: Христианство, Идолопоклонство, Чудеса, Молитва, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый рав! Меня интересует вопрос. Существует запрет поклонения идолам, многие молятся перед иконами разных святых и утверждают, что получают ответы, исцеления и т.п. Правда ли им Вс-вышний отвечает? Поясните, пожалуйста, я боюсь запутаться в размышлениях на эту тему. С уважением! Таня
Здравствуйте, Таня!
Прежде всего, как известно, каждый верит в то, во что хочет верить. Поскольку открытых чудес в наши дни практически не бывает — и для нас, евреев, Истинный Б-г их обычно уже не совершает, — то речь может идти лишь о «скрытых чудесах». О том, как Б-г направляет естественный ход событий — природные явления, решения людей, обстоятельства — в благоприятную для человека сторону. Такие чудеса при желании могут быть списаны на «счастливое стечение обстоятельств», «везение». А могут на — ответы каких-то святых на иконах. К этой же категории, разумеется, относится исцеление от болезней. Ведь сам факт исцеления не является твердым доказательством того, что именно молитвы перед иконами были приняты, — выздоровление может наступить и без этого.
Но можно сказать и больше. Ведь, на самом деле, почему люди по всему миру исцеляются от болезней — и, вообще, получают всевозможные блага? Только потому, что им дает их Всевышний. Он управляет всем миром и заботится обо всех. Это подчеркивается во многих местах в Священном Писании и в наших молитвах. Например, в «Ашрей» (Тэилим 145), главе, которую мы произносим по многу раз каждый день: «Открываешь свою руку Свою и насыщаешь всякого живущего благоволением». «Добр Б-г ко всем, и милосердие Его на всех созданиях Его». Или в Благословении после еды (Биркат а-Мазон): «Он дает хлеб всякой плоти, ибо навеки милость Его». Так что если кто-то получил пищу, исцеление или какое-либо другое благо, конечно, его дал Всевышний — кто же еще?
Другое дело, что на определенном этапе истории все народы, кроме еврейского, отдалились от Б-га и утратили способность устанавливать с Ним прямую связь. Как объясняет Рамбам, люди знали, что Всевышний управляет миром посредством мощных сил — «ангелов», «звезд», — и на каком-то этапе решили, что и к ним можно обращаться за помощью как к посредникам между ними и Всевышним. И, в конечном счете, забыли, потеряли из виду Самого Всевышнего, Который стоит за этими силами. Хотя на самом деле эти силы всего лишь марионетки в Его руках, Его «чиновники», которые могут выполнять только то, что решит Он.
После того, как люди утратили эту возможность связаться напрямую и лишь Авраам по собственной инициативе наладил такую связь, Всевышний избрал потомков Авраама, еврейский народ, для поддержания этой связи и выполнения особой миссии в мире. А остальных людей Он разбил на семьдесят (основных) народов и поставил их под управление семидесяти ангелов, «окружающих Его трон». Теперь эти люди могут воспринимать Б-га не напрямую, а лишь косвенно, искаженно, через «призму» этих сил. И молиться тоже не напрямую, а таким вот образом. И, разумеется, молитва не имеет такой силы, как молитва непосредственно Б-гу. Это подобно упрашиванию чиновника, который сам не может ничего решать. Если очень повезет, дело дойдет до самого царя, но к нему пробиться трудно. Более «продвинутые» из тех, кто молится иконам, понимают, что сами иконы не могут быть чудотворными, а, самое большее, — символами, напоминающими о Б-ге. Но и это не прямое общение с Ним Самим. А евреи, которые молятся непосредственно Всевышнему, — «придворные», «королевская семья», и им легче попасть на прием к Царю и попросить то, что им нужно. И им запрещено молиться силам и символам, которым молятся другие народы, — да и бессмысленно: зачем обращаться к чиновникам, если есть прямой доступ к Самому Царю? Обращение к чиновникам означало бы нежелание напрямую общаться с Отцом, оскорбительное для Него. Разумеется, просьбы евреев Б-г тоже не всегда удовлетворяет — ведь, если царь мудрый и справедливый, свою семью и свиту он тоже особо баловать не будет. Но у евреев больше шансов, они находятся под особым Его «наблюдением». Как и их земля: «Очи Б-га всегда устремлены на нее, с начала года до конца». Тогда как неевреи молятся различным силам и символам, от которых самих толку мало, не воспринимая ясно, что на самом деле обо всем заботится Всевышний — и о них тоже, но когда решит Он Сам.
И мы молим Б-га о том, чтобы все в конечном итоге осознали, от Кого на самом деле исходят все блага, как только что в Рош а-Шана и Йом Кипур: «И да узнает всякий созданный, что его содеял Ты, и поймет каждый сотворенный, что его сотворил Ты».
С уважением, Меир Мучник
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь «неуступчивыми»?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Миссионеры утверждают, будто Иисус исполнил все важнейшие мессианские пророчества. На самом деле ни одно из них не осуществилось. Все, что он сделал, носило удивительно тривиальный характер
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Арье Каплан
Чем христианский Мессия похож и не похож на еврейского Машиаха?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Натан Агрес
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону