Темы: Моше, Идолопоклонство, Чудеса, Похороны, Рав Яков Гельфман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Рав! У меня вопрос: почему в Торе пишется, что место захоронения Моше неизвестно никому? Почему Всевышний не передал нашему народу место захоронения нашего Учителя? Ведь мусульмане утверждают, что в Коране написано: место захоронения известно лишь Аллаху. С уважением, N.
Уважаемый N.,
Замечательный вопрос! За ответом мы обратимся к нашему праотцу Яакову. Как известно, он связал своего сына Йосефа клятвой, что тот не похоронит его в Египте. Одна из причин этого была следующей: Яаков опасался, чтобы египтяне, склонные к идолопоклонству и почитавшие его, не сделали из его могилы предмет поклонения. Евреев Тора в этом не подозревала! Но что касается Моше Рабейну, который на глазах у всех евреев (да и неевреев тоже) совершил огромное количество чудес, почти подряд три раза пробыл на горе Синай по сорок дней без сна и пищи, а самое главное — передал нам всю Тору, — даже евреи не были защищены от опасности «обожествления» Моше. Эта опасность не актуальна именно потому, что место захоронения Моше неизвестно никому на свете, а значит, негде и поклоняться. И это еще раз показывает: еврейский народ — народ невидимого и всемогущего Б-га, Создателя всех миров, и этот народ не может обожествлять никого и ничего из созданного, даже самое главное лицо в его богатейшей истории — Моше Рабейну. Для того, чтобы его образ не затенил ни на йоту образ Творца — Вездесущего, и поэтому Недосягаемого, он «убрал» себя со сцены сразу, как только его роль была окончена. Благодаря этому мы убеждаемся также в истинности Торы — ведь какой руководитель согласился бы сознательно «самоустраниться», если бы это не было действительно волей Б-га? Интересно, что и имя Моше Рабейну не упоминается именно в той недельной главе (Тецаве), на которую выпадает день его смерти — седьмое число месяца Адар. То есть именно там, где существует опасность его чрезмерного возвеличивания, в день, который, по идее, должен был стать днем его памяти, подобно дням памяти праведников и родных во всех еврейских общинах, именно там мы не находим упоминания о нем вообще. Это как бы говорит нам: да, это человек, которого избрал Б-г для величайшей миссии во всей истории, но всё равно это — только человек, который создан Творцом. Но Сам Творец — только Один, Единственный, что мы провозглашаем дважды в день, произнося в молитве: «Слушай Израиль, Господь — Б-г наш, Господь Один (Един)».
С уважением, Яков Гельфман
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону