Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Мы с товарищем поспорили насчет того, каков Творец...

Темы: Награда и наказание, Милосердие, Заповеди, Суд, Рав Эльяким Залкинд, Качества Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте. Мы с товарищем поспорили насчет того, каков Творец. Он утверждает, что Творец — это очень строгий Царь, имеющий право навязать нам Свою волю (так как Он создал нас и постоянно поддерживает наше существование) и строго спрашивающий с нас за каждое прегрешение, не пропуская даже самой маленькой греховной мысли, и никакие смягчающие обстоятельства не учитываются. Я же утверждаю, что Творец — не только Царь, но и любящий милосердный Отец, и не ставит целью наказать каждого, кто хоть немного провинился. Рассудите нас, пожалуйста.

И еще хочу спросить, можно ли рассматривать действия Творца с точки зрения нашего понимания морали? Или всё, что бы Творец ни совершил, автоматически является моральным? Или есть какие-то рамки (к примеру, рамки Торы) за которые Творец не выйдет, потому что это аморально? Заранее благодарю за ответ. О.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Здравствуйте, О.

Комментируя самый первый стих Торы, Раши приводит высказывание мудрецов из Мидраша: «Задумал Всевышний создать мир только на основе суда (бескомпромиссного действия Закона), но увидел, что мир не сможет так устоять (ведь при любом нарушении Воли Создателя у сотворенных не останется права на существование), и сделал основой Творения также милосердие, к тому же, поставив его перед судом».

Потому Вы оба правы. Было бы предпочтительнее, чтобы Творение выдержало самые строгие требования, ведь тогда его заслуга и награда были бы наибольшими. Но так как это чрезвычайно трудно, Всевышний, из любви к Творению, поставил Свое милосердие и снисхождение перед судом. И все же, чем точнее и чище будут действия сотворенных, тем больше они будут соответствовать изначальному замыслу Творца и тем полнее удовлетворят цели творения. Из этого следует также, что и «строгость Царя», в действительности, вызвана любовью и ее задача — помочь нам достичь максимально возможного совершенства и получить максимальную награду.

О втором вопросе. Всевышний создал мир и заложил в него все присущие миру законы, материальные и духовные. Создал и нас, сформировав наши чувства и сознание согласно заложенным Им законам, в том числе, законам морали. И еще, Всевышний призвал нас в Своих заповедях стремиться уподобиться Ему в наших действиях — настолько, насколько Он открывает нам понимание Своих путей. Нам передано в Традиции: «Как Он милостив, так и ты будь милостив» и т.д. И сказано в Торе (Дварим 28:9 и в других местах): «…и будешь ходить путями Его». Поэтому Его «пути» и «качества» (то, что Он раскрывает нашему пониманию) должны соответствовать тем представлениям, которые Он вложил в нашу природу и сознание. Ведь только в этом случае Он может заповедать нам «ходить Его путями», а мы можем исполнить эту заповедь. Значит и те «действия» Творца, которые доступны для нашего понимания, соответствуют заложенным Им же в нашу природу законам морали. И, действительно, как Вы сказали, эти законы переданы нам в Торе, Письменной и Устной. Но для того, чтобы разобраться в них по-настоящему, как и во всем, чему учит Тора, — недостаточно положиться на первое понимание. Требуется серьезное изучение — ведь мы хотим понять пути Всевышнего, прикоснуться к Его мудрости.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме

Что такое Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Рав Йегуда Лейб Ашлаг

В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.

Повеления, Уставы, Законы…

Рав Овадья Климовский

Какие виды Законов соблюдал Авраам?

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше