Темы: Гордость, Скромность, Еврейские качества, Исправление качеств, Рав Эльяким Залкинд, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый Раввин. Хотела бы получить развёрнутый ответ на вопрос: как избавиться от амбиций, гордыни, чувства зависти и высокомерия? Благодарю за внимание. Н.
Уважаемая Н.,
Представляется, что ключ к работе с подобными качествами — понимание: я не центр мироздания и ничем не лучше и не главнее другого. Может быть — любого другого творения. Да и все творения вместе взятые — ничто в сравнении с Творцом всех миров. Ведь мы не существовали прежде, чем были созданы, да и теперь, когда созданы, — ничтожно малы, и всё наше существование в этом мире — как исчезающая тень. Он же, Благословенный, — безграничен и вечен.
Прочувствовав это и продолжая размышлять об этом, нужно постараться и в повседневной жизни переключить внимание с себя — на то, что необходимо делать, и с заботы о себе — на заботу о других. Ведь нас всегда «ожидают» дела и обязанности, помощь людям, все заповеди. Думать об этом, о том, как лучше всё исполнить, помочь, порадовать. Как порадовать Того, Кто сотворил всех нас и дает нам жизнь в этом мире и столько бесценных подарков каждый день, назначил нас Своими посланниками здесь, помогает во всем и ожидает нашего успеха.
Амбиции же и гордыня расцветают, когда внешний рост, продвижение человека отстают от роста внутреннего. По-настоящему глубокому человеку — с чего быть высокомерным? Кто больше нашего учителя Моше? И Всевышний сказал о нем (Бэмидбар 12, 3): «А этот муж, Моше — скромнее всех людей, которые на земле». Потому что, чем действительно больше и глубже человек, тем выше его постижение, больше близость к Всевышнему. И ему всё яснее открывается безграничное величие Творца и собственная незначительность. В то же время растет его уважение к деяниям Всевышнего, Его замыслам и воле, а значит — и к миру, в который Он привел нас, к другим людям — душам, посланным выполнить задачу, поставленную Им, ко всем творениям и событиям в мире, к заповедям, которые Он дал нам. И тогда — где место гордыне? И, тем более, зависти? Ведь Всевышний в Своей беспредельной мудрости дал и дает каждому — всё, что необходимо и суждено именно ему.
Это — очень коротко. Подробнее можно прочесть в книгах по еврейской этике (Мусару). См. книгу Орхот цадиким («Пути праведников») на нашем сайте. Существует также запись уроков рабанит Ф. Гурфинкель по этой книге. Переведена книга Ховот а-левавот («Обязанности сердец»). И другие материалы по Мусару, многое можно найти на нашем сайте. Очень стоит читать регулярно известное письмо Рамбана (написанное его сыну) — советы о том, как обрести скромность (анава).
С уважением, Эльяким Залкинд
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Гордость /геава/ — это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь».
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
Хана Лернер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава 2. Детали главных [отрицательных] качеств - гнева, вожделения и гордости
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Эльяким Залкинд
Пока Шауль был мал в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним?
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Скромность по-еврейски»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону