Темы: Исправление качеств, Рав Яков Гельфман, Самосовершенствование, Любовь к ближнему
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый рав! Вопрос такой: что сказано в Торе о борьбе с эгоцентризмом (когда не замечаешь людей вокруг себя)? Как научиться помогать людям так, чтобы это было приятно им, а не себе? С уважением, С.
Уважаемая С.!
Один из величайших принципов Торы это «люби ближнего как самого себя» (Ваикра 19, 18). Самый близкий ученик Виленского Гаона, раби Хаим из Воложина, сказал, что человек создан, чтобы приносить пользу другому. А один из великих мудрецов предыдущего поколения, раби Авраам-Йешаяу Карелиц, «Хазон Иш», на вопрос, к чему надо стремиться в жизни, ответил: «Прожить жизнь, не причинив никому даже малейшего страдания».
Мне кажется, в этой борьбе в первую очередь нам помогает еврейское мировоззрение: мир создан совершенным Творцом. Когда человек начинает задумываться над тем, что он создан, он начинает понимать, что и другой — тоже создание Творца и, соответственно, надо с ним считаться. Бен-Азай, современник Раби Акивы, сказал, что в словах Торы «это родословие человека: в день сотворения Б-гом человека по подобию Б-га Он создал его» (Бэрейшит 5, 1) содержится ключ к пониманию большинства заповедей Торы. Объяснение этому я слышал такое: так как человек — творение рук Всевышнего и создан по образу Его, мы обязаны с благоговением относиться к любому человеку хотя бы по этой причине.
Но как этого добиться? Видимо ответ — в тех же словах Торы: «…люби ближнего как самого себя». Предписано не просто любить ближнего, а как самого себя. То есть, действительно, почти невозможно считаться с другим, но, когда мы проводим параллель с собой, когда думаем: а каково мне было бы в этой ситуации? — начинаем иначе относиться к окружающим. Это подкрепляется также принципом мера за меру: ведь мое отношение к окружающим в конце концов бумерангом вернется ко мне же.
Уместно привести здесь открытие рабби Исраэля Бааль-Шем-Това: поскольку все, что происходит со мной, определено на Небесах, значит, оно происходит не случайно, а послано с какой-т целью. В чем же цель? Научить меня. Когда я вижу неадекватное отношение к себе, я думаю о том, как бы я хотел, чтобы повели себя в этой ситуации по отношению ко мне, и как бы я повел себя в похожей ситуации по отношению к другому. Постоянная тренировка сознания в этом направлении поможет нам начать замечать и выявлять свои промахи по отношению к другим и исправлять их и разовьет нашу чуткость к людям.
С уважением, Яаков Гельфман
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Раби Йосеф Герц
Разъяснение заповеди о любви к ближнему: это определение относится и к тем, кто принял гиюр, присоединился к еврейскому народу, верит в единого Б-га и соблюдает законы Торы.
Хана Лернер
Рав Яков Гельфман
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Элиягу Элиэзер Деслер,
из цикла «Эссе о благодеянии»
Рав Барух Лехт
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону