Темы: Смысл жизни, Каббала, Лайтман, Изучение Торы, Рав Ашер Кушнир, Поиск истины
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Я обращаюсь к вам с вопросом, очевидно, не новым для вас. Но тем не менее. Я более 8 лет слушаю уроки Михаэля Лайтмана, вхожу в группу, активно участвую в общей жизни, следуя общим советам. Однако постепенно накапливается очень много внутренних противоречий и вопросов, которые требуют понимания и разъяснения. Поэтому решила обратиться к вам и услышать ваше мнение. Свою учебу у Лайтмана я начала с огромной радостью и энтузиазмом, это было действительно огромным открытием и выходом из образовавшегося тупика. Казалось, все стало на свои места, все получило объяснение, мир вновь окрасился радостными красками, но после 6-7 лет учебы, что-то стало меняться. Требования стали превышать возможности. Усложнялось все тем, что мой муж не учился вместе со мной, и я, как могла, старалась уравновесить все стороны и все интересы. Постепенно проблемы стали касаться в той или иной степени всех сторон жизни — и материальной, и семейной, и социальной, начались внутренние сомнения и выяснения. В чем-то эти состояния получали объяснение на уроках под общим названием «борьбы с эгоизмом и со своим злым началом», надо сказать, что борьба становилась очень тяжелой, к тому же жертвами этой борьбы были близкие мне люди, наши взаимоотношения, дом. Вокруг тоже происходило много событий, которые заставляли задуматься. Но оставлять обучение и участие в общей работе по распространению очень сложно, поскольку понимаешь, что окажешься опять один на один с этим миром в его движении, погоне за деньгами, лжи, пустоте, собственно, тем, от чего с радостью ушла к Лайтману. Однако и с продолжением учебы тоже много вопросов: стала меняться содержательная часть уроков, повышается требовательность к постоянному выполнению внешних действий в распространении. Ощущение, что все запутывается и тобой манипулируют. Но, с другой стороны, я не представляю, как смогу вычеркнуть из жизни желание глубже узнавать традиции и законы еврейского народа. Изначально я ощущала, что даже на том, самом начальном уровне, они живут во мне, еще не озвученные — звучат. Я попала в свой потерянный мир. С одной стороны, я очень благодарна Лайтману, что он открыл для меня и таких, как я, эту дорогу, но дальше? Я ощущаю, должно быть что-то другое, а не то, куда он ведет свою группу и как строит общую политику. Много несогласий и внутренней критики, мне стало все меньше и меньше это подходить. Но что же дальше, в чем может быть продолжение? Буду безмерно благодарна, если получу ответ. Спасибо! Т.
Уважаемая Т.!
О проблеме, которую Вы описываете, приходится слышать всё чаще. Да, Вы не первая, кто прошёл период большого увлечения Каббалой и неизбежного разочарования. Оказалось, что пробудить искру духовности в душе ищущего человека «новым каббалистам» удаётся, но направить её куда-либо, кроме как на организацию такой же проблемы другим людям, не получается.
Любой думающий человек на каком-то этапе жизни начинает задавать вопросы о смысле своего существования. Часть придумывают ответы сами себе и, успокоившись, тут же их забывают, другие ищут ответа в философии, но, обнаружив путаницу и многообразие подходов, решают, что ответа на этот вопрос не существует. Поэтому, столкнувшись с Каббалой, которая даёт ясные ответы на все основные вопросы человеческого бытия, человек ощущает большое желание её изучать. Учёба начинается с большого воодушевления и может продолжаться много лет, пока завораживающие тайным смыслом тексты остаются недоступны ясному пониманию. Но на каком-то этапе умозрительного постижения «смысла своего существования» неизбежно приходит разочарование. Человек заходит в тупик, ведь тексты стали понятнее, знания уже накоплены, смысл теории прояснился… а что с ним делать?
На что это отчасти похоже? Приведу вам притчу. Однажды на далёкий и безымянный остров, населённый туземцами, страдающими от голода и болезней, прилетает огромный воздушный шар. Он вызывает всеобщее любопытство, но лишь некоторые из туземцев решаются его исследовать. После многих усилий и трудов им удаётся понять его устройство и предназначение. Оказывается, это чудо-юдо способно поднять на воздух людей и перенести их в места, где есть пища и спасение. После этого сенсационного открытия исследователи решили… повсеместно открыть кружки по изучению воздушного шара. Многие откликнулись и начали его упорно изучать. Поначалу мудрость, воплощённая в летательном аппарате, их удивляла и восхищала, но через определённое время появились те, кто осмелился задать напрашивающийся вопрос: а когда полетим? Если воздушный шар может нас спасти, то почему бы этим не воспользоваться? В ответ на этот вопрос им предложили открыть и возглавить ещё один кружок по изучению воздушных шаров…
Надеюсь, абсурдность ситуации, в которой Вы и многие другие оказались, очевидна. Вам предлагают путь в никуда, и интуиция Вас не обманывает: всё умозрительное изучение Каббалы должно иметь какое-то логическое продолжение.
Ответ на Ваш вопрос, а «что же дальше», то есть, как двигаться в сторону осуществления цели своего существования, находится там, откуда Каббала была украдена, в Торе. А там точка отсчёта всех рассуждений — Творец.
Если Вы принимаете, что есть Творец и Вы являетесь творением, то самым простым определением цели пребывания человека в этом мире является исполнение Воли Творца. Это Воля изложена в Торе, во внешней и внутренней форме.
Внешне это выражается в форме «ветвей», то есть в простом содержании Торы и её 613 повелений. Внутри то же самое содержится в абстрактной форме «корней», содержащихся в Каббале. При этом Каббала, хотя и детально разбирает, что стоит за содержанием и повелениями Торы, но… без конкретного практического исполнения — смысла, сама по себе, не имеет. Например, ХЭСЭД, ГВУРА и т.д. никак чисто в теории не могут быть осуществлены. Сколько ни гоняй их в уме, никакого милосердия или правосудия в мире не возникнет, необходимо участие и души, и тела.
И именно это Вы почувствовали…
Попытка умозрительного изучения каббалистических текстов даёт наслаждение разуму, но оставляет без изменений как основную, требующую исправления часть души — человеческие качества, так и телесные желания. И если, строго следуя рецептам Торы, попробовать поэкспериментировать со своей душой и телом и действовать согласно разуму, вопреки желаниям и привычкам, то перед Вами откроется совершенно другой пласт жизни, в котором душа найдёт удовлетворение и сможет реализовать смысл своего существования.
Итак, Вам не требуется «вычеркнуть из жизни желание глубже узнавать традиции и законы еврейского народа», надо просто начать жить согласно традиции и законам еврейского народа.
Дай Б-г Вам мудрости и сил найти свой путь в той непростой ситуации, в которой Вы оказались.
Всех Вам благ, с уважением, Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Эльяким Залкинд
Рав Эльяким Залкинд отвечает на вопрос: мы должны знать или верить, что Б-г существует? Какое может быть знание без доказательств? Если Б-г — вне наших систем восприятия, то никакое знание о Нем невозможно?
Рав Реувен Куклин
Рав Давид Комский
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону