Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Встреча Яакова с Эсавом похожа на встречу Яакова с Йосефом. О чем это говорит?

Темы: Йосеф, Ваехи, Ваишлах, Галут, Храм, Ваигаш, Яаков, Разрушение Храма, Эсав, Шма Исраэль, Рав Эльяким Залкинд

Отложить Отложено

Во встречах праотца Яакова и его сына Йосефа в главе Вайигаш и, затем, в главе Вайехи есть общее со встречей Яакова с его братом Эйсавом в главе Вайишлах. Эйсав упал на шею Яакова и плакал, и то же сделал Йосеф (согласно комментарию Раши). Всевышний сделал шею Яакова твердой, как мрамор, чтобы сдержать его эмоции, вызванные неожиданной любовью брата, который в действительности люто его ненавидел. И при встрече с Йосефом Яаков реагирует не эмоционально, а чтением «Шма» — выражение единства. Проявилось единство и во встрече с Эйсавом. Эйсав, показывая на детей Яакова, спрашивает: «Кто они?» И то же спрашивает Яаков, показывая на детей Йосефа. Что из всего этого можно выучить? Спасибо. Йеуда

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Йеуда!

Вы очень хорошо заметили, что рассказы Торы об этих событиях — похожи, поэтому возможна связь между событиями.

В той же главе Вайигаш плачут еще два раза: Йосеф — на шее Биньямина, а Биньямин — на шее Йосефа (Берешит 45,14). Раши приводит слова Талмуда и Мидраша о том, что Йосеф плакал о двух Храмах (Первом и Втором), которые будут разрушены в наделе Биньямина, а Биньямин — о разрушении переносного Храма (Скинии) в наделе Йосефа, в Шило (поскольку слово «шея» в Писании — в Песни Песней 4,4; 7,5 и других местах — «намек» на Храм, см. трактат Брахот 30а, книгу Зоар, гл. Вайигаш 209 б).

Исходя из этого, можно увидеть «намек» и в том, что Эйсав «пал» на шею Яакова, — потомки Эйсава нападут на потомков Яакова и разрушат Второй Храм. (Слово «шея» употреблено здесь в единственном числе, а в описании плача Йосефа — во множественном: ведь разрушены будут два Храма…) И, действительно, об этом говорит книга Зоар, глава Вайишлах, 171 б.

Возможно, Йосеф при встрече с отцом плакал и о страданиях отца в разлуке с ним — в прошлом, и о будущих страданиях и разрушениях в еврейском народе, семье Яакова. (Здесь слово «шея» — во множественном числе и упомянуто два раза. Может быть, здесь есть намек и на то, что Яаков утратил пророчество — от горя потери сына. Утрата пророчества подобна отдалению Шхины — Б-жественного присутствия — от Храма. И намек на будущее разрушение Храмов и все предстоящие еще периоды отдаления Творца). Яаков же читал Шма Исраэль, «возводя» все прошлые страдания и все будущие разрушения и потери (он их уже видел, ведь пророчество вернулось к нему) — к единству Всевышнего. Видя, что, как в истории Йосефа Провидение Всевышнего раскрылось во благо и спасение, так раскроется оно и во всех будущих событиях, когда придет тому время.

О вопросе «Кто эти?» Эти слова Яакова (Вайехи 48, 8) объясняет Раши: Яаков увидел, как выйдут из Эфраима и Менаше — Йеровам, Ахав и Йеу с сыновьями, недостойные благословения (графическая форма слова «эти» — אלה — намек на их служение идолам). И Эйсав, увидев всех, кто шел с Яаковом, заинтересовался: не найдется ли здесь кого-то, с кем можно породниться и ему (найти жену). Но, конечно, искал он не праведников, а причастных к идолопоклонству. И об этом спросил: «Кто эти?» (И при изготовлении тельца те, кто желал сойти с пути истины, восклицали: «Эти — твои божества». Сказали мудрецы, что именно тогда Всевышний постановил: евреи уйдут в изгнание, где окажутся под властью Эйсава).

О том, что Яаков при встрече с Йосефом сдержал чувства и провозгласил единство Всевышнего. Конечно, возможно, что и эти пласты заложены здесь и могут открыться с углублением понимания, но мы не беремся судить об этом и не знаем подобных комментариев (что не означает, что их нет).

Какие выводы можно сделать из этого? Наверное, немало. Каждый, кто будет размышлять об этом, приобретет то, что близко ему. И продолжит вдумываться в слова Торы и в слова мудрецов, приоткрывающие неявные связи между событиями.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше