Темы: Мудрость, Изучение Торы, Добро и Зло, Самосовершенствование, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый Раввин! Скажите, пожалуйста, а зачем вообще надо различать между добром и злом?! Я имею в виду, ведь достаточно жить по заповедям (дабы, так сказать, жить по законам Б-га) и всё! Зачем же надо думать над тем, что есть хорошо и почему это хорошо и что есть плохо и почему это плохо?! Александр
Шалом, уважаемый Александр,
Если я правильно понял, Вы спрашиваете, существует ли необходимость размышлять о сути различных явлений в мире — хороши они или плохи. А также о том, как мы с этими явлениями «соотносимся», и, если как-то с ними взаимодействуем, — то хорошо это или не очень. Возможно, достаточно просто выполнять заповеди Всевышнего, которые регулируют наше поведение в тех или иных ситуациях в жизни…
Но есть области, в которых нам предоставлена возможность самостоятельно решать, как поступить. Не стараясь понять суть вещей: что есть хорошо, а что — плохо, не стараясь вникнуть в глубочайшую мудрость нашей Традиции, мы рискуем принять неверное решение. Например, человек старается скопить богатство, чтобы обеспечить себе достойную старость. Это хорошо или плохо? Разумеется, речь идет о человеке, который даёт цдаку, отделяет десятину, и т.д. — ведь в Вашем примере говорится о тех, кто живёт по заповедям Б-га. Тора не даёт конкретного указания, как поступать с оставшимися деньгами, это — «на личное усмотрение». Но царь Шломо[1] сообщает нам, что «есть богатство, хранимое хозяину во зло…». Наши мудрецы[2] поясняют, почему такое богатство названо злом. Ведь если оно каким-то образом пропадёт при жизни человека — до конца жизни он будет переживать и страдать из-за этого, ведь для накопления было приложено столько усилий! А если при жизни хозяина с богатством ничего не случится — как он уйдёт из этого мира с «пустыми руками», без тех добрых дел, которые мог совершить, вместо того, чтобы прилагать усилия к накоплению богатства и его сохранению?![3]
Кроме того, наши мудрецы много говорят о том, что человеку следует углублять своё понимание Торы и заповедей Творца, а не выполнять заповеди автоматически, как сказано в книге пророка Йешай и[4] «…благоговение их предо Мною — заученная заповедь людей».
Есть и еще одна причина. Рамхаль (раби Моше-Хаим Луццатто) в своей книге Дерех а-Шем[5] объясняет, что из всех существующих возможностей самосовершенствования и приближения к Всевышнему одна — самая возвышенная. Это изучение Торы. И изучение Торы воздействует на человека так, что он приобретает частички славы и совершенства[6] Самого Всевышнего.
Далее, в той же главе, Рамхаль поясняет: есть несколько уровней изучения Торы и воздействия этого изучения. Как было сказано, изучая Тору, человек получает частичку величия и совершенства Самого Творца. И не похож тот, кто понимает лишь слова, составляющие Тору, на того, кто глубоко понимает смысл написанного. А тот, кто понимает смысл, — на того, кто смог еще более углубиться в понимании. Как видите, для того, чтобы добиться более высокого уровня воздействия Торы и духовного совершенства, следует углублять понимание Торы, понимание различных явлений в мире и понимание того, как соблюдение законов Торы воздействует на мир.
Напоминаю, что на нашем сайте существует раздел Учёба, где можно изучать Тору, углублять свое понимание — как с индивидуальным преподавателем через Скайп, так и на Вебинарах, и не только…
С уважением, Зеев Гершензон
[1] Коэлет, 5:12.
[2] См., например, Таалумот Хохма.
[3] Разумеется, речь не идет о том, что человеку в принципе не следует быть богатым. Вовсе нет. Имеется в виду лишь ситуация, когда человек прилагает к достижению богатства слишком большие усилия вместо того, чтобы изучать Тору, выполнять заповеди на достойном уровне и прилагать усилия к достижению духовного совершенства.
[4] 29:13.
[5] 4-я часть, 2-я глава.
[6] Перевод согласно комментарию Ор а-Дерех.
Читайте: тема Добро и Зло
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Реувен Куклин
Зачем Творец создал провокатора?
Журнал «Мир Торы»
Грех первого человека — одно из самых грандиозных событий в истории человечества
Рав Бенцион Зильбер
Как может быть зло в мире, созданном источником добра — Б-гом?
Рав Ефим Свирский
Рав Захария Матитьяу
Рав Реувен Куклин
Существует ли алгоритм, чтобы за несколько минут оценить ситуацию?
Рав Исраэль Клэпхольц
Отрывок из книги Исраэля Клэпхольца «Раскаивающиеся»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Рав Овадья Климовский
Как добро может стать злом?
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону