Темы: Свиток Торы, Чтение Торы, Синагога, Молитва, Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом алейхем. Шавуа тов. Какая алия (вызов — «поднятие» — к Торе) самая почитаемая? Меня почему-то вызывают на поднятие Торы.
Здравствуйте! В разных общинах существуют различные традиции относительно того, какую алию считать наиболее почетной. Разберем каждый обычай в отдельности и попробуем понять, с чем они связаны.
Третья алия
Во многих литовских общинах принято считать третью алию наиболее почетной. Третьим к Торе вызывают самого уважаемого члена общины, раввина или состоятельного человека. Истоки этого обычая — в гмаре Гитин, где сказано, что после коэна и левита к Торе вызывают мудреца, обладающего безупречным знанием Торы. Первые две алии отданы коэну и левиту — это знак уважения служителям Храма. Соответственно, третья алия, для обычных евреев, предназначена самому уважаемому из присутствующих, не относящемуся к роду коэнов или левитов. Из этой гмары следует, что наиболее почетная алия — это та, которая ближе к началу. Однако, несмотря на это, во многих местах не придерживаются столь строгой иерархии. Причина в том, что этот закон сегодня не может быть выполнен в полной мере, поскольку сегодня нет мудреца, который обладал бы безупречным знанием Торы (Арух а Шульхан 137). Поэтому во многих общинах «приоритетность» третьей алии соблюдается не так строго.
Шестая алия
В хасидских дворах, а также во многих сефардских общинах принято вызывать своего духовного лидера шестым. Корни этого обычая в книге Зоар (глава Шлах), а также в книге Шаар а-Каванот раби Хаима Виталя (часть 2 стр. 94). Согласно книге Зоар шестая алия обладает особым благотворным воздействием и способствует продлению жизни. Особое место шестой алии признается и общинами, где самой почетной алией считается третья. Хотя в этих местах шестая алия не самая престижная, на неё назначается особая цена во время распродаж алийот среди молящихся (Мишна Брура).
В книге Маасэ Рав сообщается, что Виленский Гаон также имел обыкновение выходить к Торе шестым. Однако некоторые комментаторы не считают, что такое поведения гаона было продиктовано стремлением исполнить обычай, о котором говорится в книге Зоар. Они объясняют это особой скромностью Гаона, который не хотел подниматься к Торе в качестве безупречного знатока Торы. В соответствии с порядком приоритетов, указанным в Шульхан Арухе (136), шестая алия предназначена для председателя общины, не обязательно обладающего выдающимися познаниями в Торе. Именно таким полагал себя величайший мудрец последних веков.
Седьмая алия
В законодательном кодексе Мишна Брура особое значение придается седьмой алие. Это объясняется тем, что именно завершение исполнения какой-либо заповеди, в том числе и заповеди чтения Торы, является наиболее почетным. Сегодня в большинстве общин такого значения седьмой алие не придают. Однако представление о значимости последней части можно получить в дни, когда завершают чтение одной из пяти книг Торы. Тогда седьмая алия считается очень почетной и многие молящиеся стараются приобрести право подняться к Торе именно на чтение завершающего отрывка. И в день Симхат-Тора, когда завершают чтение всего свитка Торы, последний из тех, кто поднимается к Торе, считается наиболее привилегированным и именуется хатан Тора — жених Торы.
Особые отрывки
В обычные дни дополнительная алия — мафтир — не отличается от остальных, но в месяц адар, когда к обычному чтению добавляют чтение четырех отрывков, подняться к Торе на мафтир считается большой честью. Многие мудрецы, в том числе Виленский гаон, в те дни, когда читали четыре дополнительных отрывка, поднимались к Торе последними.
И в другие дни, когда читают особые отрывки, такие, как десять заповедей или «Песнь моря», подняться к Торе является особой честью.
Поднятие и сворачивание свитка
В гемаре Мегила, сказано: тот, кто сворачивает свиток Торы, получает награду, равную награде всех вызванных к Торе. Дело в том, что человек, который сворачивает свиток, заботится о его сохранности и проявляет бережное отношение к Торе. Во времена Талмуда свиток сворачивал один человек, поэтому именно сворачивающий получал особую награду. Но сегодня, когда один поднимает свиток, а другой сворачивает, особая награда полагается именно поднимающему.
Поэтому поднятие свитка должно было бы достаться самому уважаемому человеку. Но на практике автор Мишны Бруры постановил, что эту честь предоставляют даже обычному человеку, дабы избежать ссор. Сворачивание доверяют даже несовершеннолетним, чтобы приучить их к исполнению заповедей.
Резюмируем: самыми почетными являются третья и шестая алия. Алийот на чтение дополнительных отрывков и поднятие свитка Торы также имеют особый статус. На практике в большинстве общин не принято придерживаться иерархии, любого члена общины вызывают на любые алийот ради поддержания мира в общине.
И в заключении приведем слова Мишны Бруры: «Упаси Б-г ссориться и спорить за право на почетную алию, ведь все буквы Торы одинаково святы…».
С уважением, Моше Сытин
Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2023: праздник начинается 15 сентября с заходом солнца и длится два дня
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Быть вызванным к Торе считается почетом
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Берл Набутовский
Расскажите мне о структуре синагоги
Рав Овадья Климовский
Как мы можем быть уверены, что Тора сохранилась такой, какой была при Моше?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Бейт-Кнесет
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Зеев Гринвальд
Посты, общие для всего еврейского народа
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону