Темы: Кремация, Танах, Похороны, Шауль, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПрочитал Ваш ответ на вопрос «о кремации евреев»: «Можно ли кремировать евреев?». В ТАНАХе упоминается сожжение, из чего можно сделать вывод, что так было принято: «И поднялись все отважные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Бейт-Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там» (1 Цар 31:12); «…И умер в жестоких страданиях; и не устроил для него народ его сожжения, подобно сожжению отцов его» (2 Пар 21:19); «И похоронили его в гробнице его, которую он вырыл для себя в городе Давида; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусно приготовленными умащениями, и устроили для него весьма большое сожжение» (2 Пар 16:14). Пожалуйста, помогите разобраться. А.
Шалом, уважаемый А.!
Спасибо за Ваш вопрос. В наше время многие люди спекулируют цитатами из Танаха в своих интересах, в частности, это происходит с целью ввести кремацию в Израиле. Благодаря Вам, возможно, мы немного проясним, о чем на самом деле говорится в приведенных стихах.
«Поднялись все отважные (воины), и шли всю ночь, и взяли тело Шауля и тела его сыновей со стены Бейт Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там. И взяли их кости, и похоронили под тамариском в Явеше, и постились семь дней». Здесь сразу следует обратить внимание на слова «взяли их кости и похоронили». Это означает, что слово «сожгли» в предыдущем стихе никак не может означать обычную кремацию, после которой, как известно, не остается никаких костей, а лишь горстка пепла. Тем более в Танахе слово «кости» зачастую означает «останки». Поэтому этот стих вполне можно объяснить просто — останки Шауля и его сыновей были похоронены по Закону. Но, в таком случае, что же было сожжено? Некоторые комментаторы полагают, что сожжена была только плоть павших, уже подвергшаяся тлену и потому непригодная для переноса и похорон. А торжественно погребены были лишь кости. Но наши законоучители (поским) не принимают этот комментарий и предлагают другие объяснения, которые приводятся в мидрашах, а именно:
— Сожжены были только одежда и личные вещи членов царской семьи — так было принято поступать, чтобы показать: никому не дозволено пользоваться предметами личного обихода, принадлежавшими царю;
— Были зажжены воскурения, чтобы не ощущался трупный запах, — из уважения к покойным;
— По некоторым мнениям, эти благовония служили также для сохранности тел, слегка мумифицируя их, возможно, выводя влагу и дезинфицируя. Таким образом, слово «сожгли» можно отнести к телам — в смысле «иссушили» их. Так следует из комментария Мальбима.
В заключение добавим, что даже древние историки отмечали, что иудеи не желают сжигать умерших, а всегда только хоронят их. Так что, наверное, не стоит обращать внимания на недобросовестные трактовки Танаха, предлагаемые некомпетентными людьми.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Бенцион Зильбер
Где написано, что это запрещено?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Биографическая статья рава Р. Пятигорского про Шауля, первого царя Израиля
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Рав Бенцион Зильбер
У него нет доли в будущем мире?
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Рав Яков Шуб
Похороны — не ради живых? А ради кого?
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Шмуэль»
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский
Александр Витков
Ветеран Великой Отечественной войны — Витков Борис Моисеевич.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хава Куперман
Неизвестный автор
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Мендель Агранович
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши