Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как объяснить, что Г-сподь раскаялся?

Темы: Рав Реувен Куклин, Ноах, Рамбам, Качества Творца

Отложить Отложено

В моём переводе на русский язык написано так: «… И увидел Всевышний, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Всевышний, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Всевышний: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа. …». Я смущён тем, что Всевышний как будто вдруг «прозрел!» , что «раскаялся»… Выглядит, как будто всё пошло не по Его суверенной, непреодолимой воле, не по Его первоначальному (единственному) плану. Я не верю, что может быть что-то, не ведомое для Создателя, или что-то, не предопределённое Им и вдруг реализованное. Разъясните, пожалуйста, что написано (сказано) на самом деле? Заранее благодарен. Да благословит вас Благий! Юрий

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Юрий,

Вы правы, Творец никогда не передумывает и не «раскаивается» ни в чём, ведь Он совершенен во всём, в том числе — в Своем знании. Об этом ясно говорит пророк Шмуэль (I, 15, 29): «А Сильный Исраэйля не солжет и не раскается, ибо не человек Он, чтобы раскаяться».

Чтобы понять это место (как и многие другие места) в Торе, приведу слова Рамбама в книге «Мишнэ Тора». Там Рамбам пишет следующее («Законы основ Торы», 1, 11—12): «И так как уже было объяснено, что нет у Него физического тела, ясно, что нет у Него и телесных свойств. Ни соединения, ни разделения; ни места, ни измерения; ни вознесения, ни нисхождения; ни правой, ни левой стороны; ни направления вперед или назад; ни сидения, ни стояния. И Он не существует во времени, поэтому нет у Него ни начала, ни конца, ни возраста. И Он не меняется, ибо ничто не может изменить Его. И нет у Него ни смерти, ни жизни — подобной жизни живого организма; ни глупости, ни мудрости — подобной человеческой; ни сна, ни пробуждения; ни гнева, ни веселья; ни радости, ни печали; ни молчания, ни речи, подобной человеческой… И поэтому все эти и им подобные слова, употребленные в Торе и у пророков, — всё это лишь образные сравнения и аллегории. Как сказано: “Сидящий в небесах смеётся” (Тэилим 2—4); “Они гневили меня суетой своей” (Дварим 32—21); “Как радовался Б-г о вас” (Дварим 28—63) и тому подобное. Обо всём этом сказали мудрецы: “Тора говорила языком людей”. А также сказано: “Меня ли они гневят?” (Йирмея 7—19). Но ведь ещё сказано: “Я — Г-сподь — не изменился” (Малахи 3—6). А если бы Он иногда сердился, а иногда радовался, — то Он бы изменялся. Однако все эти качества есть лишь у низменных тел, которые материальны и тленны. Но Он, Благословенный, превознесён и возвышен над всем этим».

Поэтому везде, где говорится о Творце, речь идёт не о Нём самом, а только о Его действиях. Например, если сказано, что Творец разгневался, это не значит, что Он исполнился гнева, подобно человеку. Это значит, что Его действия выражали гнев. Это же относится и к тому отрывку, который Вы привели. Тут не имеется в виду раскаяние, подобное человеческому раскаянию, когда человек сожалеет о том, что сделал. Тут имеется в виду, что Творец изменил Свое поведение с людьми. Если прежде Он поступал с ними милосердно, то теперь начался новый период: Всевышний готовит мир к уничтожению почти всего человечества во время потопа.

Материалы по теме

Что такое бар-мицва?

Рав Реувен Куклин

Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?

РАМБАМ — Биография МАЙМОНИДА

Браха Губерман

Краткий биографический очерк

Недельная глава Ноах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Глава Ноах

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше