Темы: Ненависть, Зависть, Тшува, Рав Реувен Куклин, Неевреи, Бней Ноах, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый Рав. У меня сложилась такая ситуация: я являюсь евреем по материнской линии, но в моем доме никогда раньше не исполнялись заповеди. К вере я стал возвращаться абсолютно по собственной инициативе. Среди моих знакомых есть очень много людей, которые тоже имеют еврейские корни, и вот как раз с ними у меня начались проблемы. Когда они узнали, что я начал соблюдать Субботу, отмечать еврейские праздники и отказался от свинины, эти «еврейские» знакомые стали относиться ко мне агрессивно, стали доказывать мне, что мои устремления глупы и опасны. А сколько я услышал от них про евреев, что и писать отвратительно. А вот как раз мои нееврейские знакомые отнеслись к моей вере даже с каким-то интересом. И вот многие мои знакомые евреи, которые исповедуют иудаизм, могут рассказать похожие истории. Так скажите, дорогой Рав, почему так происходит? Почему те, кто, как мне казалось, должны меня поддержать, оказались врагами мне? Спасибо, А.
Уважаемый А.,
Вы задаёте интересный вопрос. Но Вы не первый, кто обращает внимание на эту «особенность». Об этом говорили уже мудрецы Талмуда. Сказано в трактате Псахим (49 б): «С большей ненавистью относятся амэй а-арец (невежды, те евреи, которые не удостоились изучать Тору) к талмидэй хахамим (мудрецам Торы), чем народы мира к евреям, а их жёны (жёны амэй а-арец) ненавидят талмидэй хахамим ещё больше, чем их мужья».
Мой учитель рав Мордехай Ароновский объяснил это место в Талмуде следующим образом:
Прежде всего, сказал он, нам нужно понять, каковы корни ненависти, что приводит человека к ней. Несомненно, корни ненависти могут быть различны. Один из самых часто встречающихся — зависть. Мы видим, что зависть привела братьев Йосефа возненавидеть его, как сказано в Торе в разделе Ваешев (Берешит 37, 4): «И увидели братья его (Йосефа), что его любит их отец больше всех его братьев, и возненавидели его».
А когда человек завидует другому? Ибн-Эзра в комментарии к разделу Итро (Шмот 20, 14) сообщает нам фундаментальный принцип: человек завидует другому только тогда, когда ему кажется, что он тоже мог получить то, что есть у его ближнего. Если же он осознаёт, что никогда не смог бы удостоиться этого, зависть не возникнет. Так, например, пишет Ибн-Эзра, простой крестьянин не позавидует юному аристократу, который женится на принцессе. Ведь крестьянин понимает, что у него самого нет и не было никакой возможности сделать это. А другой родовитый юноша, который также надеялся удостоиться руки принцессы, несомненно, загорится завистью, поскольку у него реально был такой шанс.
Из сказанного в трактате Шабат (89а) видно, что корень антисемитизма — также зависть. В глубине души народы завидуют, что Творец выбрал именно евреев для служения Ему (народам мира это также было предложено, но они отвергли это предложение, см. Сифри Дварим, 343).
Однако ненависть ам а-ареца к талмид хахаму сильнее ненависти нееврея к еврею, поскольку у каждого еврея есть возможность стать талмид хахамом, как пишет Рамбам («Законы изучения Торы» 3, 1): «Корона Торы лежит, приготовленная для каждого еврея… каждый, кто возжелает, придёт и возьмёт её». А народы мира уже не могут получить Тору (именно народы в целом, в индивидуальном порядке это возможно для каждого человека) с тех пор, как отказались от неё. Поэтому Талмуд утверждает, что ненависть ам а-ареца к талмид хахаму больше, чем ненависть нееврея к еврею.
Еврейке же стать женой талмид хахама ещё проще, чем еврею стать талмид хахамом (ведь она для этого не должна денно и нощно учить Тору, ей остаётся только решить для себя, за кого она желает выйти замуж). Поэтому ненависть жён амей а-арец ещё больше, чем ненависть их мужей.
Основываясь на сказанном, можно понять, почему Ваши еврейские и нееврейские знакомые по-разному реагируют на Ваше возвращение к вере. Евреи подсознательно чувствуют, ЧТО они теряют, не желая изучать Тору и исполнять волю Творца. Поэтому их реакция на всё, что связано с нашей религией, — ненависть. А у неевреев такой «проблемы» нет.
И ещё: евреи пытаются подсознательно оправдать своё поведение, свою «отдалённость» от Торы, поэтому реагируют подобным образом на её законы и евреев, исполняющих их.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте:
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Ашер Кушнир
Рав Михаэль Солганик
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Это всё должно было быть моим, но по недоразумению досталось ему...
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Еженедельный раздел Торы»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Зависть проистекает от несовершенства души.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Точно так же, как ребенок стремится освободиться от взрослых, но возвращается к зависимости, терпя провал, цивилизованный человек пытается освободиться от Б-га до тех пор, пока неудачами неминуемо не будет возвращен к исходной точке. Подобно тому, как чередование зависимости и независимости ведет к более высокому уровню понимания и зрелости отдельной личности, поднимающаяся спираль человеческого развития ведет к более высокому уровню Б-госознания. Эти три этапа познания формируют основу чередующейся схемы зависимости и независимости, которая характеризует историю человечества в целом.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону