Темы: Пророчество, Билам, Авраам, Значение слов в Торе, Рав Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом вам! Я хотел спросить, почему в Берешит, когда Единый обращается к Авраму в видении, употреблено слово Махазе (15 глава). Такое же слово употреблено к Балаку. А у пророков, когда аШем говорил с ними, там стоит другое слово. Сегодня махазе — это драма, пьеса. А ведь в Торе нет ни одного неправильного слова. Что Тора имеет в виду, говоря, что Б-г обратился к Авраму в «махазе»? Спасибо, Шимон
Шалом, уважаемый Шимон!
Ваше замечание совершенно справедливо — в Торе нет не только «неправильных» слов, но и случайных. Поэтому рассмотрим Ваш вопрос с двух сторон. Сначала об Аврааме. Радак объясняет: употребляя слово махазэ (буквально — «видение»), Тора дает понять, что это пророчество отличалось от остальных «контактов» Авраама с Б-гом. На этот раз Всевышний не просто говорил с Авраамом, но и наглядно демонстрировал ему очень важные моменты управления миром, в первую очередь, касающиеся его самого. Ведь именно тогда Всевышний сказал Аврааму: «Выйди и посмотри на звезды…». Известно, что в этом кратком пророчестве Б-г сообщил Аврааму, что от него произойдет многочисленное потомство, и, более того, показал ему судьбу этого потомства. То есть это было пророчество более высокого порядка, чем обычно, так как к беседе с Б-гом прибавился и другой способ передачи Его мысли.
Что касается пророчества Билама, тут мнения комментаторов разделились. По мнению одних, он действительно получил настоящее пророчество, и так в соответствии с простым смыслом текста понимается высказывание наших мудрецов в Мидраше Сифри. Толкуя стих «И не было в Израиле пророка, подобного Моше» (Дварим 34:10), они говорят: «У народа Израиля не было, но у других народов был. И кто же? — Билам». В соответствии с этим мнением употребление слова махазэ может означать то же, что и в предыдущем случае, когда речь шла об Аврааме[1]. Но, по мнению других комментаторов, пророчество Билама было сродни ночным видениям, которые Всевышний насылал иногда на злодеев, предупреждая их, чтобы не вредили евреям. Так было, например, с Лаваном. В таком случае, Билам, говоря о своем пророчестве столь возвышенным слогом, на самом деле признается, что оно не поднимается выше уровня «видений» — и только, без настоящего контакта с Творцом.
А то, что сегодня этим словом переводят слова «пьеса», не имеет отношения к сказанному. Надо же как-то его переводить…
С уважением, Овадья Климовский
[1] Разумеется, и по этим мнениям, пророчество Билама было отлично от обычного явления Всевышнего праведникам, пребывающим в святости, см., например, книгу Маараля «Нэцах Исраэль», гл. 55. Возможно, этим и объясняется употребление специфического термина вместо слова нэвуа (пророчество).
Читайте: Уровень пророчества Моше-рабейну
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Гади Поллак
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Пятигорский
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Реувен Пятигорский
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону