Темы: Цдака, Заповеди, Маасер, Благословения, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Почему нет благословления на отделение десятины от денег, в чем отличие этой заповеди от тех, на которые благословление говорится? Спасибо. Илья
Уважаемый Илья,
Отделение десятины от денег — это не отдельная заповедь. Это лишь часть более общей заповеди помогать бедным — давать так называемую цдоку[i]. Количество денег, которое необходимо отделить на благотворительность, определяется несколькими факторами. Оно зависит как от возможностей дающего, так и от нужд получающего. В наше время принято отделять десятину, т.к. удовлетворить все требования бедных всё равно невозможно, да и определить, сколько каждый человек должен давать, тоже очень нелегко. Кроме того, в отделении именно десятины есть особая сгула (в данном случае — «сила», «помощь»). В книгах по Еврейскому Закону говорится также об одной пятой части. Тот, кому удаётся отделить на благотворительность пятую часть от всех своих доходов, удостаивается особой помощи с Небес во всех своих начинаниях.
Заметим, что отделение других видов десятины — таких, как первая и вторая десятина, которые надо отделять от урожая, десятина, которую Левит должен отделять от полученной им десятины, а также десятина, которая отделяется от стада овец, — это заповедь из Торы. Чтобы выполнить эти заповеди необходимо отделить именно десятую часть. Отделение десятой части от дохода производится по аналогии с отделением перечисленных видов десятины.
Конечно, всё это не отменяет Ваш вопрос: почему не говорят благословление на цдоку — благотворительность?
Ответ на этот вопрос даёт средневековый мудрец Рабейну Бахья[ii] в книге Кад а-Кемах (статья Цицис). Он делит все заповеди на два вида — такие, до которых человек мог бы дойти своим умом, и такие, которые мы выполняем только из-за того, что их заповедал Вс-вышний. Бесспорно, выполнение обоих видов заповедей совершенно необходимо. Однако то, что делает евреев святым народом, — это именно выполнение заповедей, до которых человек дойти своим умом не может. Почему?
Дело в том, что на Святом языке «святой» звучит как кадош. Слово кадош означает «отдельный», «отделённый». Именно выполняя те заповеди, которые человеческий разум самостоятельно постичь не может, мы проявляем свою «отделённость» от других народов. А заповеди, выполнения которых требует простая человеческая логика, народы мира часто тоже выполняют.
В частности, выполнение такой заповеди, как благотворительность, имеет вполне очевидные преимущества. Оно позволяет всем членам общества жить с большей уверенностью в будущем, избавляет богатых от угрызений совести по поводу плачевного состояния, в котором находятся бедные и т.д. Эти преимущества настолько очевидны, что все развитые страны нашего времени создали систему социального обеспечения. Получается, что у современного нееврея, даже самого ярого антисоциалиста, необходимость системы перераспределения достатка не вызывает сомнений.
Конечно, тут напрашивается вопрос: если необходимость благотворительности настолько очевидна, зачем Вс-вышний заповедал нам то, до чего мы могли дойти своим умом. Причин этому множество. Назовём здесь только самые основные. Во-первых, выполняя заповеди, мы приближаемся к Вс-вышнему. Когда Он заповедал нам выполнять вещи очевидные, Он дал нам дополнительную возможность приблизиться к Себе. Во-вторых, развитые страны ввели систему социальной защиты, только став развитыми. А пока жили сравнительно бедно, о нищих не заботились. А евреи, которым Вс-вышний заповедал помогать нищим, всегда и везде при создании общины создавали также систему помощи вдовам, сиротам, инвалидам. Только этот удивительный исторический факт показывает необходимость таких заповедей. В-третьих, законы благотворительности и прочие законы, которые диктуются человеческой логикой, содержат огромное количество деталей. Та форма, которую эти законы принимают в свете Торы, не всегда и не во всех деталях соответствует тому, как эти законы выглядят в нееврейском законодательстве.
Тут мы, наконец, подходим к ответу на Ваш вопрос. Дело в том, что заповеди, продиктованные логикой, не являются отличительно чертой еврейского народа. А все благословения на исполнение заповедей содержат слова Ашер кидшону бэмицвойсов («Который выделил нас своими заповедями»). Поэтому, благословения произносятся только на те заповеди, которые подчёркивают особый статус еврейского народа. А заповеди, которые Вс-вышний дал также народам мира, и заповеди, которые люди выполняют из соображений совершенствования общества, не выделяют евреев из народов, и на них произносить благословение не нужно.
С уважением, Берл Набутовский
[i] Хотя есть мнения, что это заповедь из Торы или заповедь, установленная мудрецами, современные галахические авторитеты приняли мнение, что это только традиция. Тем не менее, если в Вашем городе принято отделять десятину или если Вы лично уже отделяли её несколько раз подряд, Вы обязаны продолжать это делать.
[ii] Автор книги Ховос а-Левовос и комментария на Пятикнижие.
Читайте: В чём избранность еврейского народа?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Бенцион Зильбер
А от другой прбыли?
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Йеуда-Лейб Аврех
Когда можно «проверять» Всевышнего?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону