Темы: Рав Реувен Куклин, Храм, Чудеса, Изучение Торы, Жертвоприношение
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Какой запах слышали когены, левиты и исраэлиты в Храме? Что значит написанное в РаШИ, что минхат они плохо пахло? От какого запаха женщины не выкидывали чудесным образом (Пиркей авот 5 гл.)? Запах воскурений золотого жертвенника как далеко распространялся? Тода раба! Р.
Уважаемый Р.,
Отвечаю на Ваши вопросы по порядку:
Какой запах чувствовали коэны, левиты и исраэлиты в Храме?
В Храме царил запах благовония кторет («воскурение»), которое воскуряли на золотом жертвеннике. Этот запах был настолько сильным, что невесте, находящейся в Иерусалиме, не надо было пользоваться духами, как сказано в трактате Йома (39 б). В Храме чувствовались и другие запахи. Например, запах жареного мяса, который шёл от воскуряемых жертвоприношений.
От какого запаха женщины не выкидывали чудесным образом?
О запахе жареного мяса сказано в Пиркей Авот (5, 5): не было ни одного случая, чтобы у женщины случился выкидыш из-за этого запаха. Это чудо, наряду с другими чудесами, происходившими в Храме, свидетельствует о том, что Храм являлся местом, где материальное встречалось с духовным, где материальной субстанции предоставлялась возможность превратиться в духовную.
Что значит написанное в РаШИ, что минха (мучное жертвоприношение) плохо пахла?
Мне не известен ни один комментарий Раши, где бы он писал, что у минхи был нехороший запах. Предполагаю, что Вы ошиблись и на самом деле речь идёт о комментарии Раши о принесении в жертву птицы. Тора предписала воскуривать её вместе с перьями (Ваикра 1, 17). Раши пишет об этом следующее: «Но ведь нет человека, который мог бы вынести запах паленого пера! Почему же Писание повелевает принести (и воскурить ее вместе с перьями)? Для того чтобы жертвенник был насыщен и украшен жертвоприношением неимущего (который не в состоянии принести жертву из скота; а птица выглядит лучше с перьями)».
Источник этого комментария Раши — в мидраше Ваикра Рабба (3). Из этого высказывания мудрецов ясно, насколько важно Творцу жертвоприношение неимущего. Ведь для Него главное — само желание человека служить Ему, а делает это каждый согласно своим возможностям. И так сказали мудрецы (Санедрин 106 б): «Милосердному нужно сердце (желание)».
Этот принцип мудрецы выводят и из следующего: Тора употребляет одинаковые выражения и когда речь идёт о минхе (мучном жертвоприношении) — наиболее дешёвом, и когда речь идёт о самом дорогом жертвоприношении — из крупного рогатого скота. Об обоих Тора говорит (о минхе — в Ваикра 2, 2, о жертвоприношении из крупного рогатого скота — в Ваикра 1, 9): «благоухание Г-споду». Из этого учат мудрецы Мишны (Менахот 13, 11): «Много ли принёс [богатый], мало ли принёс [бедный, для Всевышнего их жертвоприношения] одинаковы, лишь бы человек устремил сердце свое к Небесам». (Важно подчеркнуть: речь не идёт о человеке, который мог принести в жертву много, а принёс мало; здесь говорится только о том, кто не мог принести много: именно его дешёвое приношение приравнивается к дорогому приношению, как пишет Тосфот Йом Тов в комментарии на Пиркей Авот (2, 15)).
Это же относится и к изучению Торы, и к исполнению любой заповеди. Если человек видит, что он не в состоянии уделять много времени изучению Торы, добиться в ней обширных и глубоких знаний, он не должен впадать в отчаяние. Пусть учит, сколько может, и его учёба будет приятна Творцу так же, как интенсивная учёба человека, которому она по силам.
Запах воскурений золотого жертвенника как далеко распространялся?
В трактате Йома (39 б) мудрецы сообщают, что запах благоухания кторет, которое воскуряли на золотом жертвеннике, можно было почувствовать даже в Йерихо.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте:
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Реувен Куклин
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Стена Плача
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону