Темы: Земля Израиля, Еврейский закон, Убийство, Смертная казнь, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуй, уважаемый раввин. У меня есть несколько вопросов, касаемых Пятикнижия. Насколь мне известно, Господь дал народу Израиля 10 заповедей, одна из которых — не убей. Но тогда почему же Он приказал евреям уничтожить абсолютно всех жителей Ханаана (включая женщин, детей, стариков и т.д.)? Не идёт ли этот приказ Всевышнего вразрез с Его заповедью «не убей»?
Я бы даже усугубил Ваш вопрос. С одной стороны, написано «не убий». С другой стороны, даже для самих евреев еврейский закон подразумевает четыре вида смертных казней за разные преступления!
В чём же дело?
Давайте откроем Тору (желательно, оригинал, а не перевод на греческий, например, или церковно-славянский), и посмотрим, что там написано…
Заповедь «Не убий» звучит лё тирцах. Комментарий Рашбама объясняет, что слово рэцах означает бессмысленное убийство. Справедливая казнь или убийство врага на поле боя именуется арига, и его Вс-вышний вовсе не запретил, а, наоборот, в определённых случаях даже заповедал. Например, тот, кто умышленно убил ближнего, подлежит смертной казни. Здесь надо заметить, что по еврейскому закону подобный приговор может быть вынесен только большим судом, состоящим как минимум из 23 человек, и даже в таком суде придти к смертному приговору неимоверно трудно. Однако Тора не призывает к непротивлению злу и пацифизму. Есть мицва (заповедь) искоренить зло из среды общества.
Что касается семи народов, надо заметить, что захват земли Кнаан, которую семь народов до этого завоевали у потомков Шема, был морально оправданным. Так сказано в самом первом комментарии Раши на Пятикнижие (Брейшис 1:1): «Сказал раби Ицхак: “Надлежало бы начать Тору со (стиха) Этот месяц для вас — глава месяцев (Шмот 12, 2), который является первой заповедью, данной (сынам) Исраэля. Почему же (она) начинается с Брейшис (с сотворения мира)? Потому что силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен (Тэилим 111, 6). Ибо если скажут народы мира Исраэлю: Разбойники вы, захватившие земли семи народов, то (сыны Исраэля) скажут им: Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам”».
Кроме того, народы, жившие в земле Кнаан, грешили, а земля эта отличается тем, что грешников не терпит. Поэтому евреи тоже, в конце концов, были изгнаны из Земли Обетованной.
Само же завоевание вовсе не носило форму геноцида, как это может показаться. В Талмуде (Йерушалми, трактат Швиис, 6 гл., 1 закон, см. также Маймонид, Йад а-Хазака, книга Судей, законы Царей, гл 6, закон 5) написано, что прежде чем войти в землю Кнаан, Йеошуа бин-Нун три раза рассылал письма во все государства земли, предлагая им разные варианты мирного разрешения назревающего конфликта. Правда, большинство государств предпочли вооружённое сопротивление мирному решению. А гивонитяне пошли на обман. Заметьте, что евреи выполнили условия договора с ними, несмотря на то, что он был достигнут обманным путём.
В заключение надо заметить: Маймонид пишет, что в наше время от этих народов ничего не осталось, они полностью ассимилировались в результате политики правителя Вавилонии Санхерива, который смешал народы, переселив их на чужие земли. Так что даже когда придёт Машиах, уничтожать семь народов нам не придётся.
С уважением, Набутовский Берл
Читайте: Смерть террористам?
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Бенцион Зильбер
Всевышний дал законы, которые не могут быть исполнены?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Арье Кармель
Заповедь "не убий". Трансплантация органов. Парадокс гуманизма.
Давид Россоф
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Рав Овадья Климовский
Тамар должны были заклеймить, а не сжечь?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону