Темы: Испытание, Страдания, Наказание, Рав Реувен Куклин, Любовь, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак в иудаизме принято относиться к тяжелым болезням, к потерям близких людей? Это является испытанием, наказанием? Для кого? Ведь страдает не только человек, который болеет, но и все вокруг? Спасибо большое, Е.
Уважаемая Е.,
Всё, что с нами происходит, в том числе несчастья, — от Творца. Нет ничего в этом мире, что происходило бы без Его воли (подробнее читайте: Как это «нет ничего, кроме Б-га»?). Не всегда мы можем знать, почему случаются несчастья. Иногда это наказание, иногда — испытание, а иногда даже награда. Такие страдания, которые посылаются из любви, называются йисурэй аhава, такие страдания призваны поднять человека на более высокий уровень. Праведнику страдания могут посылаться также для того, чтобы искупить грехи поколения. Конечно, страдания близких или родственников больного также — от Творца, ведь страдания больного это и их страдания.
Независимо от того, по какой причине человек страдает, две вещи мы должны знать чётко:
1. Творец поступает во всём абсолютно справедливо, как сказано в Торе (Дварим, 32, 4): «Он твердыня, совершенно деяние Его, ибо все пути Его праведны». И это — несмотря на то, что зачастую мы не можем увидеть справедливости в этом мире нашим ограниченным человеческим разумом — за что и почему.
2. Всё, что Творец делает, Он делает из любви к Своим созданиям. Даже наказание Творец посылает из любви к ним, а не «из мести». Наказание, посылаемое Творцом, призвано очистить человека от грехов или помочь ему сойти с дурного пути.
Сказал царь Шломо (Соломон — Мишлей 3, 11—12): «Страдания Г-сподни, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его. Ибо кого любит Г-сподь, того наказывает страданиями, и благоволит (к тому), как отец к сыну». В этом стихе упоминаются «страдания Г-сподни» — мучения, которые посылает Творец, и «обличения Его» — Его словесные облечения (здесь имеется в виду, что иногда Всевышний даёт человеку услышать какие-то слова Торы, чтобы пробудить его, или человек становится свидетелем какого-либо происшествия, которое может его пробудить и т.п.). Царь Шломо призывает принимать с любовью мучения и обличения, посылаемые Творцом.
Шломо аргументирует свои слова следующими доводами: «Ибо кого любит Г-сподь, того обличает, и благоволит, как отец к сыну».
Объясняет Виленский Гаон:
Ибо кого любит Г-сподь, того обличает — потому что обличает только любящий, чьё сердце волнуется о ближнем. Когда он видит, что тот идёт по недоброму пути, — обличает его. И так же [обстоит дело], когда обличает тебя Всевышний, — если Он обличает тебя, по-видимому, Он любит тебя.
И благоволит, как отец к сыну — это относится к страданиям, посылаемым Творцом, о которых сказано «не отвергай». Потому что наказывает только отец своего ребёнка. Даже того, кого любит, человек не наказывает. Если тот не слушает его обличений, он его просто оставляет, [не мешая] идти тем путём, который тот выбрал. Но отец не оставляет сына, даже если тот не слушает его обличений. Отец наказывает сына и заставляет страдать, пока сын не оставит дурной путь. И это — потому, что любовь его к сыну сильнее всего.
Если человек осознает, что страдания, выпавшие на его долю, справедливы и призваны, в первую очередь, помочь ему самому, это даст ему силы терпеть страдания и преодолевать их.
Желаю нам всем, чтобы любые страдание и болезни отстранились от Вас, и только Его благословение сопровождало бы нас всегда.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Страдание и радость
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Рав Ашер Кушнир
Неужели недостаточно только нести в себе веру в существование Б-га?
Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»
Тора запрещает причинять боль и страдания словами и поступками. Этот запрет распространяется не только на слова, но и на мимику.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону