Темы: Египет, Фараон, Авраам, Сара, Ложь, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Читая недельную главу Лех Леха, «претыкаюсь» о поведение Авраама по отношению к жене и фараону. Почему Авраам решил солгать фараону относительно своей жены, назвав ее сестрою? Точнее, не почему он решил солгать — он сам объясняет почему, а почему он не поверил Богу, что Он сохранит Авраама, скажи он правду? А если бы фараон взял Сарру в жены? Если читать и понимать по-человечески это место Писания, то поступок Авраама весьма неблаговидный и к Саре, и к фараону (его он тоже обманул, подставив под наказание). Как надо понимать это место? Спасибо. N., Москва
Здравствуйте!
Первая часть Вашего вопроса рассматривалась комментаторами, которые объяснили: Авраам опасался, что в чем-то согрешил и теперь Творец не станет его так защищать, как раньше. Кроме того, он опасался, подобно Яакову в дальнейшем, что Всевышний уже сделал для него столько добра, что рассчитывать на чудеса больше не приходится (а спасти его из той ситуации могло только чудо). Так или иначе, Авраам не считал себя вправе полагаться на чудо и решил искать «человеческий» выход из положения.
Теперь рассмотрим ситуацию с «человеческой» точки зрения. Прежде всего, надо учесть, что фараон забрал Сару силой, чего он не имел права делать, даже будь она незамужней. А если бы он узнал, что она замужняя, то, не задумываясь, сделал бы ее вдовой, как ясно говорит Авраам. И Тора не опровергает его слова — значит, он был прав в своих опасениях. Поэтому наказание фараон на себя навлек сам. По отношению же к Саре, которую в любом случае забирали во дворец, соответственно, у Авраама было два варианта — заявить, что он ее муж, и тут же быть убитым, или поступить так, как он поступил. Мы получили такое воспитание, что, наверное, предпочли бы первый вариант, называя его «погибнуть с честью». Однако Авраам знал, что его жизнь дороже и ему, и Саре, чем глупая гордость, и предпочел выиграть время. Может быть, Всевышний и поможет. Что и случилось. Тора очень строго относится к сохранению человеческой жизни, и не разрешает отдавать ее просто так. Ведь сколько заповедей сможет выполнить человек в будущем, если поступится гордостью, но сохранит себе жизнь. Иногда это может выглядеть трусостью, но другими своими поступками Авраам уже неоднократно доказывал, что к нему это не относится.
Есть к тому же объяснения, из которых следует, что именно будучи замужней, женщина в Египте рисковала овдоветь в одночасье по прихоти фараона и попасть к нему в плен, а, будучи незамужней сестрой богатого и родовитого брата, она могла рассчитывать на более уважительное отношение к себе.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Не сочтите меня антисемитом…
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Пятигорский
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Натан Агрес
Разве фараон после казней не отпустил бы народ, если бы ему сказали правду?
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону